Что такое научная
школа
Научную школу мы понимаем как инструмент
развития науки, средство подготовки научных и педагогических
кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию.
Каковы признаки
научной школы в области педагогики?
Опираясь на проведённые исследования, мы определили их так:
1.
Наличие системы идей
либо концепции, направленной на решение актуальной
научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется
деятельность всей научной школы.
2.
Системообразующая
деятельность научного лидера: организационное, финансовое,
кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и
преемственность положений научной школы.
3.
Общность научных интересов
представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих
исследований проблематики научной школы.
4.
Социальная и научная
востребованность продуктов деятельности научной школы.
5.
Наличие экспериментальной
базы для педагогических исследований и инноваций.
6.
Наличие системы подготовки
научных кадров через их включение в научную деятельность по
реализации программы научной школы. Проведение конференций,
семинаров научной школы, публикация трудов.
7.
Научная значимость
разработок научной школы. Признание научных результатов школы
отечественными и зарубежными специалистами.
Наша Научная школа соответствует всем этим
признакам.
Миссия Научной школы
Что собой представляет Научная школа
человекосообразного образования?
Прежде всего, это научное течение.
В его основе – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека
и образовании как средстве реализации этих возможностей.
Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде
всего, Сократ, Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты
Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма
Н.Ф.Фёдоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский,
А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев, Н.А.Умов и
др., современные учёные.
Философия русского
космизма – комплексное учение о
взаимодействии человека и мира. Создатели этой философии - учёные с
мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной,
культурной, религиозной и общественной жизни.
Одна из идей, объединяющая учения русских
философов-космистов – вселенский масштаб предназначения человека.
Микрокосм человека потенциально тождественен и подобен макрокосму.
Русский космизм определяет человеку его предназначение: вселиться
в свой дом – Вселенную. Это вовсе не означает, что ему
необходимо сесть в ракету и полететь в космос. С педагогической
точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в
собственной деятельности, создавая творения, необходимые окружающему
миру и реализующие твой потенциал. Отсюда следует творческий смысл
образования, его креативная развивающая сущность.
Главная идея
Научной школы – это идея о
неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как
средстве реализации этих возможностей. Введённый нами принцип
человекосообразности образования устанавливает главную задачу
образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в
человеке потенциал.
Миссия Научной
школы: обосновать возможности
и условия самореализации человека в системе его образования;
воплотить принцип человекосообразности образования в науке и
практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание
образования в соответствие внутренней предназначенности человека.
Цели Научной
школы: проектирование,
реализация и исследование человекосообразного типа образования.
Задачи,
поставленные Научной школой:
1.
Привести образование в
соответствие предназначению человека.
2.
Сделать образование средством
самореализации и саморазвития человека.
3.
Помочь реализовать себя
учащимся, педагогам, учёным, научить их быть успешными в своей
деятельности.
Слоган Научной
школы: «Открой в себе
лучшее!».
Принцип
человекосообразности
Одной из ключевых проблем образования
является противоречие между его социальной обусловленностью и
человеческой предназначенностью. Для решения данного противоречия в
педагогику и методологию образования нами введён принцип
человекосообразности образования:
Образование есть
средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к
себе и окружающему миру.
Это основной методологический принцип
проектирования и реализации образования человека с позиций нашей
Научной школы. Его воплощение – предмет деятельности и условие
востребованности результатов Научной школы любым человеком и всем
человечеством.
Основные положения
Научной школы:
1.
Человек – творец.
2.
Человек – неисчерпаем. Его
возможности безграничны.
3.
Человек потенциально равновелик
миру, Вселенной.
4.
Миссия человека – самопознание
и самореализация по отношению к себе и миру.
5.
Смысл образования человека –
реализация его возможностей.
Каждое из этих положений – элемент исходной
системы проектирования и реализации образования человека. Указанные
положения определяют условия образования человека в соответствии с
окружающим миропорядком и его собственной миссией.
Принципы образования
человека
1.
Образование – процесс и
результат образовЫВания человека.
2.
Цели образования следуют из
миссии ученика по отношению к себе и миру.
3.
Образование есть деятельность
ученика по созданию образовательных продуктов.
4.
Целеполагание и рефлексия –
управляющие элементы образовательного процесса.
5.
Содержание образования – среда
для самореализации человека.
6.
Компетентностный подход –
договор между социумом и человеком.
7.
Результат образования –
внутренние и внешние приращения ученика.
Миссия ученика
Введённое нами понятие «миссия ученика»
означает:
·
внутренне заложенное
предназначение, смысл обучения;
·
источник целей обучения;
·
обобщённый образ результата.
Школа, предметы, уроки, вся система образования
– это всё средства реализации миссии ученика, соотнесённой с
ожиданиями заказчиков образования.
Заказчики образования
Данный термин включён нами в Доктрину
образования человека из необходимости обеспечения прав на
определение стандартов образования со стороны всех его участников.
Основные группы
заказчиков образования:
·
сам человек;
·
его семья, род, народ;
·
школа, педагоги, регион,
социум;
·
страна, мир, Вселенная.
Самореализация ученика – это воплощение его
миссии в соотношении с предложенным нами комплексным
образовательным стандартом (КОС), который составляется на основе
позиций и ожиданий всех групп заказчиков образования.
Модель образования
человека
На схеме 1 изображена модель образования
человека, основанная на учениях русских космистов о миссии человека:
вселиться в свой дом – Вселенную.
Схема 1. Модель образования
человека
Человек изучает и познаёт
окружающий мир, созидая образовательные продукты. В
результате он осваивает внешний мир, вселяется в него.
На основе рефлексии (R) происходит фиксация внешних и
внутренних новообразований. Человек образуется внутренне; мир
пополняется продуктами его деятельности.
Из предложенной модели следует перечень
ключевых образовательных деятельностей человека:
1.
Познание (мира и себя).
2.
Созидание (мира и себя).
3.
Взаимодействие (с миром и
собой).
4.
Организация (своей
деятельности).
5.
Самореализация (миссия).
Каждая ключевая деятельность имеет в своём
составе соответствующие универсальные образовательные
деятельности:
1) когнитивные (познавательные);
2) креативные (творческие);
3) коммуникативные (очные + ИКТ);
4) оргдеятельностные (методологические);
5) ценностно-смысловые (мировоззренческие).
Данная классификация служит основанием для
создания перечней универсальных учебных деятельностей и действий
(УУД). В нынешней версии образовательных стандартов (ФГОС)
отсутствует группа креативных УУД, а вместо ценностно-смысловых УУД
употребляется термин «личностные», хотя, если ученика считать
личностью, то все его деятельности являются личностными. Ошибки
нынешних стандартов нужно исправить.
Более подробно Концепция Научной школы изложена
в отдельном издании:
Хуторской А.В.
Концепция Научной школы человекосообразного образования
: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство
Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная
школа»).

|