Институт образования человека

Компетенции успеха!


  НАШ ИНСТИТУТ НАУЧНАЯ ШКОЛА МЕРОПРИЯТИЯ УСЛУГИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЖУРНАЛ МАГАЗИН КОНТАКТЫ

Научная школа

Концепция
Программа
Доктрина
Исследования
Инновации
Труды
Форум
Участие


Акции
Новости
Планы
Рассылки
Фото
Видео
Аудио

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
 



Группа
компаний
"Эйдос"

Научная школа А.В.Хуторского
Институт образования человека
ЦДО "Эйдос"
Эйдос Тур


Исследования научной школы

Цели исследований

Основной вектор исследований Научной школы: человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие данной цели, то есть обеспечению реализации миссии человека путём его обучения.

Каковы исследовательские цели Научной школы?

Основная цель исследований – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта цель выражается в исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован в процессе его образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов:

      Что такое образовательный потенциал человека? Каков его источник, состав, содержание, формы существования, проявления, развития? Как и при каких условиях потенциал может меняться? Будет ли потенциал уменьшаться при его реализации?

      Относительно каких критериев необходимо определять потенциал учащегося человека? Должны ли сюда кроме сенсорных (физических), интеллектуальных и эмоциональных качеств входить экстрасенсорные человеческие способности типа интуиции, ясновидения, чтения мыслей на расстоянии?

      Как определять и формулировать содержание, изменение содержания потенциала человека? Что именно должно быть раскрыто в человеке в процессе его образования?

      Как определить и обеспечить духовную составляющую реализации образовательного потенциала ученика?

2. Определить миссию человека по отношению к основным сферам окружающего мира и формы конкретизации этой миссии применительно к изучаемым образовательным  областям.

Миссия человека – то, что следует из смысла его существования. Миссия ученика – составная часть миссии человека, условие её реализации. Данные понятия в педагогике, дидактике, методиках обучения практически не исследованы. Между тем, миссии человека – основа формулирования целей его образования.

Исследовательские вопросы:

      Что такое миссия человека с точки зрения его образования? Какова специфика этой миссии применительно к человеку как ученику?

      Кем, как и зачем задаётся, определяется миссия человека (ученика)? Какова роль основных групп заказчиков образования в определении миссии ученика?

      Как миссия ученика соотносится с процессом её выполнения? Как при этом меняется образовательный процесс?

      Существуют ли общая и индивидуальная составляющие миссии ученика? Как их определить? Как реализовывать?

      Каково соотношение между такими характеристиками образования, как человекосообразность, природосообразность, культуросообразность, социосообразность, личностная  ориентация, свободное развитие?

3. С помощью каких образовательных технологий и средств обеспечить самореализацию ученика в современных условиях?

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость, прежде всего, компетентностного и адаптивного подходов к образованию.

      Каким должно быть образование человека, чтобы были выявлены его скрытые заложенные возможности?

      Какова должна быть технология осуществления миссии ученика по отношению к ключевым категориям образовательных областей?

      Какими должны быть стандарты, структура, содержание и система контроля образования, чтобы оно решало насущные проблемы текущей жизни ученика?

Актуальность исследований  

План исследований Научной школы (НШ) рассчитан на 3 года, на период с 2014 по 2016 г. Данный период характеризуется тем, что в России законодательно введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые имеют как положительные черты (например, личностный вектор образования), так и отрицательные (научные и методологические ошибки, например, декларация в качестве основного – системно-деятельностного подхода,  излишний психологизм, пренебрежение достижениями современной педагогики, необоснованность классификаций образовательных результатов и УУД, отделение личностных результатов от предметных и метапредметных, неправомерное отождествление метапредметных и общеучебных деятельностей, неразработанность системы диагностики и контроля заявляемых результатов, отсутствие системы реализации,  и др.).

Ситуация характеризуется возросшей напряженностью в образовательном сообществе (ученики, их родители, учителя, вузовские педагоги, администраторы образования), вызванной неквалифицированными, зачастую нечеловекосообразными решениями, документами и действиями представителей нынешней системы управления образованием в стране. Чиновники делают попытки сделать школу инструментом принуждения, наказания, ограничения прав человека на собственное образование. Ученику навязывают экзамены (ЕГЭ), которые не соответствуют законодательно принятым ФГОСам, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей самого учащегося.  Неэффективная деятельность минобрнауки привела к тому, что общество признаёт его самым худшим из всех министерств.

Исследования Научной школы в определённой степени направлены на исправление данной ситуации. С одной стороны, необходимо выявить ошибки ФГОСов и сопровождающих их документов, найти способы их исправления, применяя для этого наработки Научной школы человекосообразного образования, с другой – определить формы, методы и технологии работы учителя, методиста и администратора, которые помогут им работать в условиях несовершенных стандартов, имеющихся противоречий действительным потребностям и условиям жизни современного учащегося.

Проблема исследований. Проблемой, на решение которой направлены исследования Научной школы А.В.Хуторского в 2014 – 2016 гг., определяется наличием у каждого ученика персонального образовательного потенциала и отсутствием в современной образовательной системе достаточных условий для выявления и реализации такого потенциала.

Основная цель исследований: проектирования и реализации позиций, содержания, технологий, форм и методов человекосообразного образования в современном социуме в условиях действующего законодательства и напряженной ситуации, созданной чиновниками, работающими в системе образования.

Новизна и значимость исследований: человекосообразность отличается от личностной ориентации образования. Понятие «человек» является более широким, нежели понятие «личность», а потому человекосообразное образование по своему потенциалу является более ёмким, основополагающим и вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же человекосообразного образования определяется смыслом самого человека.

Отсюда следует, что, опираясь на достижения в области личностно-ориентрованного образования, необходимо придти к решению принципиально новых для педагогической теории и практики задач: разработке доктрины, концепции, содержания, технологий, системы оценки результатов человекосообразного типа образования.

Субъекты и заказчики исследований

Представители Научной школы ведут исследования по собственным планам, решая проблематику ключевых направлений Научной школы. Они выступают субъектами исследований: разработчиками и реализаторами планируемых результатов. Это, прежде всего, сотрудники учреждений, которые работают в русле Научной школы человекосообразного образования. К ним относятся Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос», школы и вузы, академии, деятельность которых включает исследования Научной школы. 

Есть те, кто заинтересован в реализации разработок Научной школы, освоении и внедрении её инноваций. Любые учителя, школы, учёные, соискатели учёных степеней имеют возможность присоединиться к деятельности Научной школы. Научная школа оказывает поддержку желающим в форме научно-методических услуг.

Заказчиками исследований и научно-методических услуг являются частные лица (педагоги, учёные, учащиеся, их родители и др.), образовательные и научные учреждения, выразившие желание участия в реализации Программы или плана исследований Научной школы А.В.Хуторского, её частей или проводимых мероприятий.

Научно-методические услуги предоставляются двух видов:

1) освоение (внедрение) уже разработанных инноваций Научной школы;

2) участие в исследованиях с целью получения новых результатов.

Научно-методические услуги по внедрению инноваций или организации педэксперимента оказываются на сроки от 1 месяца до 3 лет.

Заказчик выбирает из предлагаемого перечня инноваций и тем эксперимента те, которые соответствуют его потребностям, целям и приоритетам, высылает в Институт образования человека предварительную заявку. Затем обсуждаются условия сотрудничества, между Заказчиком и Институтом образования человека заключается договор.  

Заявка на участие в исследованиях или внедрении инноваций Научной школы

Заявка высылается по e-mail:  info@eidos-institute.ru

Тема письма: Заявка на внедрение инновации (участие в исследованиях) от (указывается фамилия Заказчика

В самом теле письма (без вложенных файлов) пишется :

 

Директору Института образования человека

Руководителю Научной школы

д.п.н., чл.-корр. РАО Хуторскому А.В. 

Предварительная заявка на внедрение инновации (или: участие в исследованиях) 

Прошу оказать научно-методические услуги по внедрению инновации (либо:  включить меня (нашу школу, творческую группу) в состав участников исследований Вашей Научной школы).

1. Ф.И.О. (полностью), должность, место работы, e-mail, сайт, тел.
 

2. Название внедряемой инновации (планируемого эксперимента):

3. Количество и состав участников (учителей вашей школы, учеников ,др.): 

4. Какие задачи Вы хотите решить с помощью инновации (исследования)?

5. На какой срок планируете сотрудничество

6. Каковы предполагаемые источники оплаты за научно-методические услуги  (собственные средства, фонд школы, грант, и то и другое, иные).

7. Дополнительныя пожелания, вопросы. 

После получения заявки вам будет выслана необходимая информация

К каждому учителю, соискателю, школе, с которой заключен договор, прикрепляется персональный куратор от Научной школы. Он оказывает профессиональную помощь и поддержку по выбранным направлениям или темам.

По итогам экспериментальной или инновационной работы для школы или её представителей (директора, завучей, учителей), которые на месте  осуществляли организацию научно-методической или опытно-экспериментальной деятельности могут заказать официальное Свидетельство.

Основные направления исследований на 2014 – 2016 гг. 

Цель исследований Научной школы А.В. Хуторского на 2014 – 2016 гг. - проектирование и реализация основных идей человекосообразного образования в условиях действующих образовательных стандартов (ФГОС).

Задачи исследований

Задачи исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к общеобразовательной практике школ и учителей, которые сотрудничают с ЦДО «Эйдос».

 

1.    Разработать содержание базовых понятий Научной школы, создать соответствующий тезаурус.

2.    Воплотить основные идеи Научной школы в конкретных новых технологиях обучения.

3.     Разработки и реализации взаимодействия с субъектов образовательного процесса.

4.    Осуществить научные исследования по выбранным направлениям деятельности Научной школы сотрудниками кафедр ЦДО «Эйдос».

5.    Осуществлять руководство диссертационными исследованиями соискателей ученых степеней и званий в сфере концепции Научной школы.

6.    Расширять издательскую деятельность (бумажные и электронные издания) как форму реализации основных идей Научной школы, ее взаимодействия с субъектами учебного процесса.

7.    Разработать технологии взаимодействия с исследователями-представителями Научной школы.

8.    Создать Ученый Совета Научной школы

9.    Разработать технологии интегрирования дистанционных мероприятий кафедр ЦДО «Эйдос» в очный учебный процесс.

·  Разработка форм и методов реализации эвристических Интернет-уроков.

·  Разработка структуры и содержания очного урока на основе выполнения школьниками заданий дистанционной эвристической олимпиады.

·  Разработка Положения о сопровождении представителями Научной школы индивидуальной образовательной деятельности:

  ученика,

  группы,

  школы

В каждой предметной области, исходя из участия данных субъектов в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» (тьюторство). Реализация Положения о тьюторстве в деятельности предметных кафедр ЦДО «Эйдос».

10. Разработать типологию и технологии проведения выездных очных, очно-дистантных семинаров представителями Научной школы.

11. Разработать структуру и содержание компетенций:

·      эвристического учителя,

·      учителя-исследователя,

·      учителя-экспериментатора.

12.  Разработать и реализовать в практике деятельности ЦДО «Эйдос» программы подготовки дистанционного учителя эвристического типа (определение удельного веса дистанционной составляющей для развития той или иной компетентности учителя)

13.Развитие и диагностика эвристических качеств личности субъекта учебного процесса (учащийся, учитель. родитель) в проектировании и реализации эвристического обучения в школе

14. Диагностика уровня сформированности личностных (эвристических и др.) качеств ученика на различных ступенях и уровнях эксперимента, по отношению к выделенным учебным предметам и видам учебной деятельности. 

Субъекты исследований 

·  Ученики

·  Учителя

·  Классные руководители

·  Методические объединения

·  Родители

·  Дистанционные педагоги

·  МОУ

·  Учёные

Предмет исследований

Предметом исследований является изучение соотношений:

·  репродуктивного и продуктивного составляющих в содержании образования,

·  внутреннее и внешнее содержание образования ученика и учителя,

·  Воспитательный и дидактический компонент содержания образования эвристического типа потенциала и одаренности,

·  - изменение потенциала ученика в процессе образования,

·  - взаимосвязь между потенциалом и компетентностями,

·  - модели ученического потенциала,

·  - взаимодействие потенциала учителя и ученика (самодвижение ученика посредством учителя, отдельного ученика, учеников, обучающихся дистантно),

·  - выявление разных уровней потенциала ученика.

Формы деятельности Научной школы на период 2014 – 2016 гг.

·  Конференции Научной школы

·  Выездные семинары Института образования человека

·  Дистантные мероприятия ЦДО «Эйдос» (эвристические олимпиады, курсы, конкурсы-проекты)

·  Педагогический эксперимент в школах

·  Проведение очных, очно-дистантных, дистантных научных, научно-практических конференций

·  Оказание НМУ субъектам образовательного процесса

·  Издательская деятельность (издание книг, монографий, сборников научных статей)

·  Журнал ЦДО «Эйдос»

·  Участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и др.

·  Выполнение и защита диссертаций.

·  Руководство экспериментальными исследованиями.

Направления исследований и проблематика

1. Заказчики образования. Кому и зачем необходимо образование?

·        Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.

·        Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

·        Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем. 

2. Смыслы и цели образования. Как определять смыслы и проектировать цели образования?

·        Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.

·        Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.

·        Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.

·        Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).

·        Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:

• цели в учебном процессе,

• цели в учебном курсе,

• цели школы, гимназии, лицея

• цели в инновационной школе,

• цели системы обучения.

·        Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

·        Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.

·        Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.

·        Ситуативное обучение – технология развития одарённости.

·        Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.

·        Эвристические методы и формы обучения

·        Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?

·        Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Компетентностный подход в образовании

·        Методологические, психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного подхода

·        Личностный и социальный векторы компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации человеческого начала.

·        Специфика ключевых, метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций. Индикаторы сформированности компетентностей.

·        Функции компетенций в модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие компетентностному подходу.

·        Особенности разработки и внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы образования.

·        Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.

·        Специфика компетентностного подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.

·        Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио ученика.

·        Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?

·        Реализация компетентностного подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)

·        Как в школе организовать эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.

·        Образовательная программа школы: как составить и реализовать в ней компетентностную составляющую?

·        Что меняется в школе при введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации компетентностного подхода.

·        Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как развивать компетентности учащихся средствами учебного предмета?

·        Подготовка и переподготовка учителя в отношении компетентностного подхода.

·        Компетенции эвристического учителя.

5. Метапредметный подход в образовании

·        Каковы смыслы, цели и ожидаемые результаты образования с позиций метапредметного подхода?

·        Метапредметное содержание образования. Предметное и метапредметное.

·        Метапредметные образовательные результаты с позиций ФГОС и Научной школы человекосообразности.

·        Метапредметный подход в проектировании уроков, тем, учебных программ. Метапредметные задания для уроков

·        Как оценивать метапредметные образовательные результаты учащихся?

·        Как должна меняться школа? Цели и задачи педагогического эксперимента по реализации метапредметного подхода в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

6. Системно-деятельностный подход

·        Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся.

·        Самореализации учащегося с помощью универсальных учебных деятельностей и действий.

·        Кретивные, когнитивные, коммуникативные, оргдеятельностные, ценностно-смысловые действия и деятельности.

·        Целеполагание и рефлексия как основные элементы системно-деятельностного подхода на уроке.

·        Система проектной деятельности в школе.

·        Индивидуальная образовательная траектория ученика.

·        Индивидуальная образовательная программа ученика.

7. Дистанционное образование и его место в общем образовании

·        Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.

·        Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.

·        Урок как дистанционная эвристическая олимпиада

·        Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?

·        Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.

·        Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.

8. Управление инновациями

·        Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.

·        Планирование экспериментального учебного процесса.

·        Постановка целей в учебном предмете.

·        Обучение целеполаганию учеников и педагогов.

9. Современный урок

·        Структура урока, ориентированного на творческую самореализацию учащихся.

·        Образовательная ситуация. Технология сопровождающего обучения на уроке.

·        Метод «погружения», метод проектов, другие активные методы обучения на уроках.

·        Творческие работы. Защита творческих работ.

·        Личный опыт ученика на уроке как компонент содержания его образования.

·        Ученическое портфолио. Методика его применения для повышения эффективности урока.

·        Диагностика и оценка уровня усвоения стандартов и личностных достижений учащихся.

 

Свидетельства, удостоверения, сертификаты

Свидетельства, удостоверения, сертификаты - для участников мероприятий.


Выездные семинары в вашей школе. Пришлите предварительную заявку.

 

Конференции в Москве. ФГОС и не только. Следите за расписанием.

 

Научно-методический практикум

Научно-методический практикум. Дистанционная поддержка практической деятельности учителей. Персональный куратор.  Официальное свидетельство.

 

Ученические конференции

Ученические конференции. Участвуют школьники с 1 по 11 классы. Все предметы.

 

Отзывы на авторефераты диссертаций

Отзывы на авторефераты диссертаций.


ГЛАВНАЯ | Акции | Новости | Планы | Рассылки | Фото | Видео | Аудио

НАШ ИНСТИТУТ | Миссия | Директор | Учёный совет | Лаборатории | ФПК | Проекты | Издательство | Вакансии | Документы | Контакты

НАУЧНАЯ ШКОЛА | Концепция | Программа | Доктрина | Исследования | Инновации | Труды | Форум | Участие

МЕРОПРИЯТИЯ  | Курсы | Практикум | Конференции | Семинары | Лекции | Мастер-классы | Вебинары | Конкурсы | Интернет-педсоветы | Расписание

УСЛУГИ | Рецензии | Публикации | Консультации | Экспертиза | Научно-методический практикум | Экспериментальным площадкам | Научное руководство | Услуги Учёного совета | Диссертация | Отзывы на авторефераты | Оппонирование | Педпрактика | Стажировка | Обсуждение опыта | Аттестация | Издательские услуги | Почтовые услуги | Как заказать услуги

ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Соискателю | Педагогу | Администратору | Родителю | Школе | Вузу | Департаменту образования | Франшиза | А также ...

ЖУРНАЛ | НовостиВыпуски | Услуги журналаАвторам

МАГАЗИН | Книги | Свидетельства | Призы | Атрибутика | Акции | Новинки | Каталог | Как купить | Как оплатить | Доставка


© Институт образования человека, 2011—2016
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
E-mail: info@eidos-institute.ru
Тел.: +7 (495) 941-61-41

Мы в социальных сетях: