Цели исследований
Основной вектор исследований Научной школы:
человекосообразность образования. Цель образования — самореализация
человека. Задача научной школы — приведение системы образования в
соответствие данной цели, то есть обеспечению реализации миссии
человека путём его обучения.
Каковы
исследовательские цели Научной школы?
Основная цель исследований – проектирование и
реализация человекосообразного типа образования.
Эта цель выражается в исследовательских
задачах:
1. Выявить
потенциал человека, который может быть реализован в процессе его
образования.
Данная задача порождает ряд исследовательских
вопросов:
•
Что такое образовательный
потенциал человека? Каков его источник, состав, содержание, формы
существования, проявления, развития? Как и при каких условиях
потенциал может меняться? Будет ли потенциал уменьшаться при его
реализации?
•
Относительно каких критериев
необходимо определять потенциал учащегося человека? Должны ли сюда
кроме сенсорных (физических), интеллектуальных и эмоциональных
качеств входить экстрасенсорные человеческие способности типа
интуиции, ясновидения, чтения мыслей на расстоянии?
•
Как определять и формулировать
содержание, изменение содержания потенциала человека? Что именно
должно быть раскрыто в человеке в процессе его образования?
•
Как определить и обеспечить
духовную составляющую реализации образовательного потенциала
ученика?
2. Определить
миссию человека по отношению к основным сферам окружающего мира и
формы конкретизации этой миссии применительно к изучаемым
образовательным областям.
Миссия человека – то, что следует из смысла его
существования. Миссия ученика – составная часть миссии человека,
условие её реализации. Данные понятия в педагогике, дидактике,
методиках обучения практически не исследованы. Между тем, миссии
человека – основа формулирования целей его образования.
Исследовательские вопросы:
•
Что такое миссия человека с
точки зрения его образования? Какова специфика этой миссии
применительно к человеку как ученику?
•
Кем, как и зачем задаётся,
определяется миссия человека (ученика)? Какова роль основных групп
заказчиков образования в определении миссии ученика?
•
Как миссия ученика соотносится
с процессом её выполнения? Как при этом меняется образовательный
процесс?
•
Существуют ли общая и
индивидуальная составляющие миссии ученика? Как их определить? Как
реализовывать?
•
Каково соотношение между такими
характеристиками образования, как человекосообразность,
природосообразность, культуросообразность, социосообразность,
личностная ориентация, свободное развитие?
3. С помощью каких
образовательных технологий и средств обеспечить самореализацию
ученика в современных условиях?
Речь идёт о том, что человек, каким бы
потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден
адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных,
семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не
может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии
самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в
том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость, прежде всего,
компетентностного и адаптивного подходов к образованию.
•
Каким должно быть образование
человека, чтобы были выявлены его скрытые заложенные возможности?
•
Какова должна быть технология
осуществления миссии ученика по отношению к ключевым категориям
образовательных областей?
•
Какими должны быть стандарты,
структура, содержание и система контроля образования, чтобы оно
решало насущные проблемы текущей жизни ученика?
Актуальность
исследований
План исследований Научной школы (НШ) рассчитан
на 3 года, на период с 2014 по 2016 г. Данный период характеризуется
тем, что в России законодательно введены новые федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые имеют как
положительные черты (например, личностный вектор
образования), так и отрицательные (научные и методологические
ошибки, например, декларация в качестве основного –
системно-деятельностного подхода, излишний психологизм,
пренебрежение достижениями современной педагогики, необоснованность
классификаций образовательных результатов и УУД, отделение
личностных результатов от предметных и метапредметных, неправомерное
отождествление метапредметных и общеучебных деятельностей,
неразработанность системы диагностики и контроля заявляемых
результатов, отсутствие системы реализации, и др.).
Ситуация характеризуется возросшей
напряженностью в образовательном сообществе (ученики, их родители,
учителя, вузовские педагоги, администраторы образования), вызванной
неквалифицированными, зачастую нечеловекосообразными решениями,
документами и действиями представителей нынешней системы управления
образованием в стране. Чиновники делают попытки сделать школу
инструментом принуждения, наказания, ограничения прав человека на
собственное образование. Ученику навязывают экзамены (ЕГЭ), которые
не соответствуют законодательно принятым ФГОСам, не учитывают
индивидуальных потребностей и особенностей самого учащегося.
Неэффективная деятельность минобрнауки привела к тому, что общество
признаёт его самым худшим из всех министерств.
Исследования Научной школы в определённой
степени направлены на исправление данной ситуации. С одной стороны,
необходимо выявить ошибки ФГОСов и сопровождающих их документов,
найти способы их исправления, применяя для этого наработки Научной
школы человекосообразного образования, с другой – определить формы,
методы и технологии работы учителя, методиста и администратора,
которые помогут им работать в условиях несовершенных стандартов,
имеющихся противоречий действительным потребностям и условиям жизни
современного учащегося.
Проблема
исследований.
Проблемой, на решение которой направлены исследования Научной школы
А.В.Хуторского в 2014 – 2016 гг., определяется наличием у каждого
ученика персонального образовательного потенциала и отсутствием в
современной образовательной системе достаточных условий для
выявления и реализации такого потенциала.
Основная цель
исследований:
проектирования и реализации позиций,
содержания, технологий, форм и методов человекосообразного
образования в современном социуме в условиях действующего
законодательства и напряженной ситуации, созданной чиновниками,
работающими в системе образования.
Новизна и
значимость исследований:
человекосообразность отличается от личностной ориентации
образования. Понятие «человек» является более широким, нежели
понятие «личность», а потому человекосообразное образование по
своему потенциалу является более ёмким, основополагающим и
вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же
человекосообразного образования определяется смыслом самого
человека.
Отсюда следует, что, опираясь на достижения в
области личностно-ориентрованного образования, необходимо придти к
решению принципиально новых для педагогической теории и практики
задач: разработке доктрины, концепции, содержания, технологий,
системы оценки результатов человекосообразного типа образования.
Субъекты и
заказчики исследований
Представители Научной школы ведут исследования
по собственным планам, решая проблематику ключевых направлений
Научной школы. Они выступают субъектами исследований: разработчиками
и реализаторами планируемых результатов. Это, прежде всего,
сотрудники учреждений, которые работают в русле Научной школы
человекосообразного образования. К ним относятся Институт
образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос»,
школы и вузы, академии, деятельность которых включает исследования
Научной школы.
Есть те, кто заинтересован в реализации
разработок Научной школы, освоении и внедрении её инноваций. Любые
учителя, школы, учёные, соискатели учёных степеней имеют возможность
присоединиться к деятельности Научной школы. Научная школа оказывает
поддержку желающим в форме научно-методических услуг.
Заказчиками исследований и
научно-методических услуг являются частные лица (педагоги, учёные,
учащиеся, их родители и др.), образовательные и научные учреждения,
выразившие желание участия в реализации Программы или плана
исследований Научной школы А.В.Хуторского, её частей или проводимых
мероприятий.
Научно-методические услуги
предоставляются двух видов:
1) освоение (внедрение) уже
разработанных инноваций Научной школы;
2) участие в исследованиях с
целью получения новых результатов.
Научно-методические услуги по внедрению
инноваций или организации педэксперимента оказываются на сроки от 1
месяца до 3 лет.
Заказчик выбирает из предлагаемого перечня
инноваций и тем эксперимента те, которые соответствуют его
потребностям, целям и приоритетам, высылает в Институт образования
человека предварительную заявку. Затем обсуждаются условия
сотрудничества, между Заказчиком и Институтом образования человека
заключается договор.
Заявка на участие в
исследованиях или внедрении инноваций Научной школы
Заявка
высылается по e-mail:
info@eidos-institute.ru
Тема письма: Заявка на внедрение
инновации (участие в исследованиях) от (указывается фамилия
Заказчика)
В самом теле письма (без вложенных
файлов) пишется :
Директору Института
образования человека
Руководителю Научной
школы
д.п.н., чл.-корр. РАО
Хуторскому А.В.
Предварительная заявка
на внедрение инновации (или: участие в исследованиях)
Прошу оказать
научно-методические услуги по внедрению инновации (либо:
включить меня (нашу школу, творческую группу) в состав участников
исследований Вашей Научной школы).
1. Ф.И.О. (полностью), должность, место работы, e-mail, сайт, тел.
2. Название внедряемой
инновации (планируемого эксперимента):
3. Количество и состав
участников (учителей вашей школы, учеников ,др.):
4. Какие задачи Вы
хотите решить с помощью инновации (исследования)?
5. На какой срок
планируете сотрудничество.
6. Каковы
предполагаемые источники оплаты за научно-методические услуги
(собственные средства, фонд школы, грант, и то и другое, иные).
7. Дополнительныя
пожелания, вопросы.
После получения заявки вам будет выслана
необходимая информация
К каждому учителю, соискателю, школе, с которой
заключен договор, прикрепляется персональный куратор от Научной
школы. Он оказывает профессиональную помощь и поддержку по выбранным
направлениям или темам.
По итогам экспериментальной или инновационной
работы для школы или её представителей (директора, завучей,
учителей), которые на месте осуществляли организацию
научно-методической или опытно-экспериментальной деятельности могут
заказать официальное Свидетельство.
Основные направления исследований на 2014 – 2016 гг.
Цель исследований
Научной школы А.В. Хуторского на 2014 – 2016 гг. - проектирование и
реализация основных идей человекосообразного образования в условиях
действующих образовательных стандартов (ФГОС).
Задачи исследований
Задачи
исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно
к общеобразовательной практике школ и учителей, которые сотрудничают
с ЦДО «Эйдос».
1.
Разработать содержание базовых
понятий Научной школы, создать соответствующий тезаурус.
2.
Воплотить основные идеи Научной
школы в конкретных новых технологиях обучения.
3.
Разработки
и реализации взаимодействия с субъектов образовательного процесса.
4.
Осуществить научные
исследования по выбранным направлениям деятельности Научной школы
сотрудниками кафедр ЦДО «Эйдос».
5.
Осуществлять руководство
диссертационными исследованиями соискателей ученых степеней и званий
в сфере концепции Научной школы.
6.
Расширять издательскую
деятельность (бумажные и электронные издания) как форму реализации
основных идей Научной школы, ее взаимодействия с субъектами учебного
процесса.
7.
Разработать технологии
взаимодействия с исследователями-представителями Научной школы.
8.
Создать Ученый Совета Научной
школы
9.
Разработать технологии
интегрирования дистанционных мероприятий кафедр ЦДО «Эйдос» в очный
учебный процесс.
·
Разработка форм и методов
реализации эвристических Интернет-уроков.
·
Разработка структуры и
содержания очного урока на основе выполнения школьниками заданий
дистанционной эвристической олимпиады.
·
Разработка Положения о
сопровождении представителями Научной школы индивидуальной
образовательной деятельности:
–
ученика,
–
группы,
–
школы
В каждой предметной области, исходя из участия
данных субъектов в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» (тьюторство).
Реализация Положения о тьюторстве в деятельности предметных кафедр
ЦДО «Эйдос».
10.
Разработать типологию и
технологии проведения выездных очных, очно-дистантных семинаров
представителями Научной школы.
11.
Разработать структуру и
содержание компетенций:
·
эвристического учителя,
·
учителя-исследователя,
·
учителя-экспериментатора.
12.
Разработать
и реализовать в практике деятельности ЦДО «Эйдос» программы
подготовки дистанционного учителя эвристического типа (определение
удельного веса дистанционной составляющей для развития той или иной
компетентности учителя)
13.Развитие
и диагностика эвристических качеств личности субъекта учебного
процесса (учащийся, учитель. родитель) в проектировании и реализации
эвристического обучения в школе
14.
Диагностика уровня
сформированности личностных (эвристических и др.) качеств ученика на
различных ступенях и уровнях эксперимента, по отношению к выделенным
учебным предметам и видам учебной деятельности.
Субъекты исследований
·
Ученики
·
Учителя
·
Классные руководители
·
Методические объединения
·
Родители
·
Дистанционные педагоги
·
МОУ
·
Учёные
Предмет исследований
Предметом исследований является изучение
соотношений:
·
репродуктивного и продуктивного
составляющих в содержании образования,
·
внутреннее и внешнее содержание
образования ученика и учителя,
·
Воспитательный и дидактический
компонент содержания образования эвристического типа потенциала и
одаренности,
·
- изменение потенциала ученика
в процессе образования,
·
- взаимосвязь между потенциалом
и компетентностями,
·
- модели ученического
потенциала,
·
- взаимодействие потенциала
учителя и ученика (самодвижение ученика посредством учителя,
отдельного ученика, учеников, обучающихся дистантно),
·
- выявление разных уровней
потенциала ученика.
Формы деятельности
Научной школы на период 2014 – 2016 гг.
·
Конференции Научной школы
·
Выездные семинары Института
образования человека
·
Дистантные мероприятия ЦДО
«Эйдос» (эвристические олимпиады, курсы, конкурсы-проекты)
·
Педагогический эксперимент в
школах
·
Проведение очных,
очно-дистантных, дистантных научных, научно-практических конференций
·
Оказание НМУ субъектам
образовательного процесса
·
Издательская деятельность
(издание книг, монографий, сборников научных статей)
·
Журнал ЦДО «Эйдос»
·
Участие в проектах на основе
грантов РФФИ, РГНФ и др.
·
Выполнение и защита
диссертаций.
·
Руководство экспериментальными
исследованиями.
Направления
исследований и проблематика
1. Заказчики
образования. Кому и зачем
необходимо образование?
·
Заказчики образования: человек,
семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их
роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы
школы русского космизма.
·
Роль субъектов образования в
постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков,
чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и
цели образования в компетентностной парадигме. Факторы,
способствующие и препятствующие целеобразованию.
·
Все ли школы одинаковы?
Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели
различных образовательных систем.
2. Смыслы и цели
образования. Как определять смыслы
и проектировать цели образования?
·
Типология целей в образовании.
Специфика и закономерности целеполагания в образовании.
·
Уровни образовательного
целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.
·
Изменения в целях образования:
кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации
образования. Роль различных институтов в обновлении образования.
Общественный контроль за экспериментами в образовании.
·
Отражение смыслов и целей
образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе
контроля (ЕГЭ и др.).
·
Технология образовательного
целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:
• цели в учебном процессе,
• цели в учебном курсе,
• цели школы, гимназии, лицея
• цели в инновационной школе,
• цели системы обучения.
·
Рефлексия как инструмент
диагностики достижения и переопределения целей образования.
3. Дидактическая
эвристика – теория и технология креативного обучения
·
Личностная ориентация
эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
·
Соотношение своего и «чужого» в
процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной
продукции учащихся.
·
Ситуативное обучение –
технология развития одарённости.
·
Открытое задание в учебном
процессе. Рождение знаний в обучении.
·
Эвристические методы и формы
обучения
·
Что проверяется и оценивается в
эвристическом обучении?
·
Границы применимости
эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения
эвристического обучения.
4. Компетентностный
подход в образовании
·
Методологические,
психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного
подхода
·
Личностный и социальный векторы
компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации
человеческого начала.
·
Специфика ключевых,
метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций.
Индикаторы сформированности компетентностей.
·
Функции компетенций в
модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы,
способствующие и препятствующие компетентностному подходу.
·
Особенности разработки и
внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы
образования.
·
Изменения в целях, содержании,
формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.
·
Специфика компетентностного
подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.
·
Формы и методы
компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио
ученика.
·
Каким должен быть
компетентностно-ориентированный учебник?
·
Реализация компетентностного
подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная
школа), для разных типов образовательных учреждений (школы,
гимназии, лицеи)
·
Как в школе организовать
эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия
научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
·
Образовательная программа
школы: как составить и реализовать в ней компетентностную
составляющую?
·
Что меняется в школе при
введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча,
методиста в реализации компетентностного подхода.
·
Компетенции на уроке: какова
методика их применения? Как развивать компетентности учащихся
средствами учебного предмета?
·
Подготовка и переподготовка
учителя в отношении компетентностного подхода.
·
Компетенции эвристического
учителя.
5. Метапредметный
подход в образовании
·
Каковы смыслы, цели и ожидаемые
результаты образования с позиций метапредметного подхода?
·
Метапредметное содержание
образования. Предметное и метапредметное.
·
Метапредметные образовательные
результаты с позиций ФГОС и Научной школы человекосообразности.
·
Метапредметный подход в
проектировании уроков, тем, учебных программ. Метапредметные задания
для уроков
·
Как оценивать метапредметные
образовательные результаты учащихся?
·
Как должна меняться школа? Цели
и задачи педагогического эксперимента по реализации метапредметного
подхода в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
6.
Системно-деятельностный подход
·
Модель системно-деятельностного
обучения и самореализации учащихся.
·
Самореализации учащегося с
помощью универсальных учебных деятельностей и действий.
·
Кретивные, когнитивные,
коммуникативные, оргдеятельностные, ценностно-смысловые действия и
деятельности.
·
Целеполагание и рефлексия как
основные элементы системно-деятельностного подхода на уроке.
·
Система проектной деятельности
в школе.
·
Индивидуальная образовательная
траектория ученика.
·
Индивидуальная образовательная
программа ученика.
7. Дистанционное
образование и его место в общем образовании
·
Изменение смысла и целей общего
образования в результате введения телекоммуникаций.
·
Интеграция дистанционных
эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества,
проблемы, проекты.
·
Урок как дистанционная
эвристическая олимпиада
·
Дистанционные курсы –
альтернатива или дополнение?
·
Интернет-коммуникации учеников
и педагогов: проблема постановки целей.
·
Электронные учебные и
учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.
8. Управление
инновациями
·
Образовательная программа
школы: методика составления и корректировки.
·
Планирование экспериментального
учебного процесса.
·
Постановка целей в учебном
предмете.
·
Обучение целеполаганию учеников
и педагогов.
9. Современный урок
·
Структура урока,
ориентированного на творческую самореализацию учащихся.
·
Образовательная ситуация.
Технология сопровождающего обучения на уроке.
·
Метод «погружения», метод
проектов, другие активные методы обучения на уроках.
·
Творческие работы. Защита
творческих работ.
·
Личный опыт ученика на уроке
как компонент содержания его образования.
·
Ученическое портфолио. Методика
его применения для повышения эффективности урока.
·
Диагностика и оценка уровня
усвоения стандартов и личностных достижений учащихся.
|