|
|
29 августа 2012 г.
Коммуникативный аспект творческой
деятельности в дистанционном обучении
Скрипкина
Юлия Владимировна, зам. директора Центра дистанционного
образования «Эйдос»
Педагоги и психологи, исследуя условия творческой
самореализации учащихся, приходят к выводу о значимости для этого
коммуникативных качества личности, коммуникативных способностей.
Именно взаимодействие с субъектами образовательной среды считают
условием самореализации, «лишь через отношения с другими
индивидуальность формируется и свободно самореализуется» (В.А.
Лекторский). Л.С. Выготский подчеркивал, что «личность становится
для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для
других».
С.Е. Анфисова, рассматривая творческое
саморазвитие личности студентов [2], считает, что «сформированный
коммуникативный компонент является предпосылкой и залогом успешной
творческой деятельности будущего профессионала», а «в процессе
формирования коммуникативных способностей происходит обогащение
опыта творческой деятельности и творческого саморазвития,
развиваются умения межличностного взаимодействия, формируется
технология творчества». А.Д. Король [3] видит диалог в качестве
методологического принципа, метода и способа проектирования и
реализации такого образования, в котором организация продуктивной
образовательной деятельности ученика, его творческое развитие
являются основной целью. И именно в эвристическом обучении принцип
продуктивности является одним из концептуальных.
Принципы дистанционной творческой деятельности
были сформулированы А.В. Хуторским [4, с.442-456]. К ним относятся:
продуктивная ориентация обучения; индивидуализация; открытость
содержания образования и учебного процесса; приоритет
деятельностного содержания перед информационным; интеграция
педагогических и телекоммуникационных технологий; принцип сочетания
очных и дистанционных форм деятельности учащихся; деятельностные
критерии оценки.
Развивая данные позиции, Г.А.Андрианова в своем
исследовании уточнила принципы дистанционной творческой деятельности
учащихся [1, с.62-64], выделив отдельно принцип интеграции
продуктивной, коммуникативной и организационной деятельности, а
также указав в качестве одного из основных компонентов творческой
деятельности коммуникативно-творческую. При этом, описывая
содержание этого вида деятельность, Г.А. Андрианова ограничивается
представлением «основных умений и навыков, необходимых
дистанционному учащемуся, представляющему свой образовательный
продукт в образовательно-информационном пространстве» [1, с.67]. С
2006 г . на базе Центра дистанционного образования «Эйдос» проходит
исследование творческой деятельности учащихся – участников
дистанционных эвристических олимпиад, конкурсов, курсов,
конференций. В ходе эксперимента было установлено, что участники не
только представляют свой результат, но, собственно, создают
творческий продукт в процессе коммуникаций, а также было получено
подтверждение влияния коммуникаций на результаты в творческой
образовательной деятельности учащихся.
Нами были проанализированы рефлексивные отзывы
учеников 1-11 классов, студентов – участников образовательных
дистанционных мероприятий (курсов
для школьников,
проектов,
олимпиад, ученических
конференций),
проведенных на базе Центра «Эйдос». Заметим, что организованные
коммуникации между участниками являются элементом технологии
дистанционных мероприятий Центра «Эйдос». В каждом мероприятии
коммуникациям отводится особая роль:
- участники дистанционных учебных курсов
некоторые задания выполняют на учебном веб-форуме, принимают участи
во взаимооценке работ с помощью электронной почты;
- участники дистанционных ученических конференций
представляют и защищают свои работы в учебном форуме и в чате,
выступают оппонентами и рецензентами работ своих коллег на форуме;
- в ходе дистанционных проектов участники создают
собственный продукт по заданной теме, обсуждают его на веб-форуме с
ведущим и другими участниками на разных этапах создания, защищают
свою разработку;
- в дистанционных эвристических олимпиадах
участникам предлагаются коммуникативные задания разного типа: на
организацию реальных коммуникаций и их анализ, задания на
самопрезентацию, составление диалога, вопросно-ответную
деятельность, задания типа «докажи и опровергни», задания,
включающие совместную деятельность с другими участниками олимпиады
на веб-форуме и т.д.
Мы задались вопросом: какое влияние оказывает
коммуникативная составляющая учебной дистанционной деятельности на
результат? Какие личные коммуникативные качества, навыки, способы
коммуникативной деятельности этому способствуют? Участникам
мероприятий предлагалось проанализировать достигнутый результат
участия в образовательном мероприятии и определить, какие виды и
способы деятельности в большей степени способствовали его достижению
(или, напротив, мешали). Из 450 рефлексий участников в 78% случаев
учащиеся отдельно выделяли коммуникативную составляющую своей
деятельности, в 68% случаев (306 учащихся) сами зафиксировали
конкретные ее проявления, оказавшие то или иное влияние на
достижение цели, собственный результат.
После анализа и систематизации высказываний
участников, удалось выделить следующие группы примеров позитивного
влияния коммуникативного компонента дистанционных мероприятий на
конечный образовательный продукт учащихся:
- психологическое влияние, создание благоприятной
атмосферы для творчества («важно чувствовать, что «рядом» есть
такие же участники курса, как и ты», «общение на форуме помогало, с
его помощью я смог решить некоторые проблемы, которые возникли у
меня в ходе выполнения заданий» )
- влияние на содержание и качество продукта
(«задание побудило меня выразить все мои самые интересные мысли, это
произошло, потому что я старалась заинтересовать своей экскурсией.
Чтобы "участник форума" его не просто прочитал, а именно остался
заинтересованным этим предложением» ),
- совершенствование технологии творчества («я
мысленно ставила себя на место этого человека, и мне всё удалось»
),
- влияние на становление собственных смыслов и на
содержание и качество продукта («в чат-консультации чувствовал
действительно серьезный подход к дискуссии. Чувствовал поддержку
куратора, под руководством которого смог раскрыть дополнительные
возможности моей работы»),
Заметим, что проявление тех или иных параметров
влияния неоднородно и зависит, в том числе, и от типа дистанционного
мероприятия. Например, участники дистанционных учебных курсов
изначально нацелены на создание индивидуального продукта, а
потребности самовыражения не всегда являются среди них доминирующих.
Напротив, участники ученических проектов и конференций ставят целью
самопрезентацию себя как личности и своей работы, заинтересованы в
аудитории, которая сможет оценить их по достоинству. С другой
стороны, каждый участник представляет уже готовую собственную
работу, совместная деятельность строится вокруг их обсуждения. В
этом принципиальное отличие конкурсов и конференций от дистанционных
олимпиад, где образовательный продукт зачастую создается как раз в
режиме on-line. Задания олимпиады могут быть составлены таким
образом, что для лучшего выступления участнику необходимо проявить
себя именно в групповой разработке, став одним из ее соавторов.
Участники дистантных мероприятий в своих
рефлексиях не только фиксируют успехи своей коммуникативной
деятельности, но сами анализируют возникающие у них затруднения.
Обобщив рефлексивные отзывы участников, можно выделить следующие
группы коммуникативных затруднений в дистанционной образовательной
деятельности:
- целевые, происходящие от неготовности к учебной
деятельности в сети Интернет, связанные с трудностями выбора
оптимальных телекоммуникативных средств для решения своих задач
(«Задание немного запутало меня и даже застало врасплох. В интернете
я привыкла к беззаботному общению с друзьями, но никак не к
обсуждению серьёзных тем» ),
- технические затруднения, связанные с
технологиями работы в сети Интернет, (заметим, что из года в год
число участников с затруднениями такого рода заметно уменьшается)
(«долго не мог зарегистрироваться на форуме, жаль, что из-за
этого сам себе уменьшил время для общения с другими участниками»),
- психологические – стеснение, неуверенность в
открытом Интернет-пространстве, неготовность к свободе суждений,
критике и т.д.(« Я все же не смогла высказать все критические
замечания некоторым участникам. Я очень боялась их обидеть»),
- проблемы самопозиционирования – представления
себя в Интернет-пространстве, затруднения в выборе правильного стиля
общения, поведения в виртуальном сообществе («я ждала, что по
моей работе будет задано больше вопросов»),
- информационно-коммуникативные, зачастую
присущие и очному процессу, – неумение вести диалог, полилог,
задавать вопросы, рецензировать работу, сложности оценки
релевантности информации и т.д. («Попробовала вести диалоги с
ребятами, что для меня оказалось не очень просто»).
Отметим, что выявленные нами затруднения присущи
учащимся разных классов, различных регионов, с разным уровнем
владения ИКТ. Вопреки ожиданиям, даже те учащиеся, которые являются
технически оспособленными, по их собственному признанию – активными
пользователями сети Интернет, испытывают проблемы в дистанционном
обучении, связанные с организацией коммуникаций. Таким образом, мы
делаем вывод о том, что только технических и специальных знаний,
которые получают учащиеся, например, на уроках информатики, не
достаточно, чтобы быть успешным в образовательном
Интернет-пространстве. Напротив, даже учащиеся начальной школы, у
которых еще не выработаны навыки учебной дистанционной деятельности,
при повторном участии в дистанционных мероприятиях в своей рефлексии
отмечают значительные успехи. Мы считаем поэтому, что недостаточно
создать специальную информационную среду, обеспечить представление
продукта с помощью современных мультимедийных средств,
алгоритмизировать деятельность дистантныхучащихся. На наш взгляд,
учащимся необходимо создать условия для реальной коммуникативной
деятельности, предложить им актуальные вопросы и задания, в которых
будет не только решена некоторая предметная задача, но и достигнуты
личные цели ребенка, высказано отношение к ним. Итак, идет речь не
только о необходимости освоения определенных видов деятельность,
обладании знаниями, навыками такой деятельность. Необходимо, чтобы
знания, умения, навыки трансформировались в личное качество
учащегося в его собственном опыте – сформировались в соответствующие
компетентности.
Литература
- Андрианова Г.А. Организация творческой
деятельности учащихся в дистанционном обучении. Дис.
... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000.
- Анфисова С.Е. Творческое саморазвитие личности
студентов : Учебное пособие. Тольятти, ТГУ, 2005.
- Король А.Д. Зачем и как организовывать
коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации
эвристического обучения на основе диалога). //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 21 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm . -
В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос",
e-mail: list@eidos.ru.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник
для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. -
(Серия "Учебник нового века").
Поделитесь своими
впечатлениями прямо сейчас в
форуме или по
e-mail
---
Для ссылок:
Скрипкина Ю.В.Коммуникативный аспект
творческой деятельности в дистанционном обучении [Электронный
ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2012. - №2. –
http://eidos-institute.ru/journal/2012/0829-07.htm
|