Институт образования человека


 

Об Институте

Наша миссия
Проекты
Вестник Института
Учёный совет
Лаборатории
ФПК
Документы и материалы
Фотогалерея
Видеогалерея
Как оплатить
Контакты



Группа
компаний
"Эйдос"

Научная школа А.В.Хуторского
Институт образования человека
ЦДО "Эйдос"
Эйдос Тур
Интернет-журнал
Интернет-магазин


 

Вестник Института образования человека

23 октября 2011 г.

Взаимодействие компетентностей педагогов и обучающихся в образовательном процессе: из опыта экспериментальной и курсовой деятельности ЦДО «Эйдос»

Свитова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос», г. Москва

Как взаимосвязаны компетентности ученика и учителя? Влияет ли развитие компетенций учащегося на профессиональный рост самого учителя? Как коррелируют между собой ключевые компетенции ученика и профессиональные компетенции педагога? Как можно классифицировать профессиональные компетентности учителя, внедряющего эвристическое обучение?

Богатый практический материал для поиска ответов на эти вопросы был получен в ходе педагогического эксперимента - http://eidos.ru/science/support/schools.htm (анализ работы экспериментальных школ по теме «Компетенции на уроке»), а также проведения нового курса «Ключевые компетенции: диагностика и оценка результата», разработанного с применением экспериментальных материалов - http://eidos.ru/courses/themes/21213/index.htm.

В качестве стержневых мы выделили для анализа три позиции: компетенции эвристического учителя (учителя, внедряющего эвристическое обучение), их взаимодействие с ключевыми компетенциями ученика и классификация профессиональных педагогических компетенций.

Базовым заданием для учителей – экспериментаторов и курсантов – являлись разработка «древа» компетенций в своей предметной области, анализ компетентностной составляющей уроков, диагностика компетенций в ходе разработки и выполнения эвристических заданий.

Для проявления ключевых компетенций учащихся предлагалась разработка диагностических эвристических заданий, позволяющих реализовать элементы разработанного «древа» компетенций. По итогам разработок педагогам необходимо было рефлексивно осмыслить свои собственные, педагогические компетенции, которые были задействованы, получили ту или иную степень реализации. При анализе разработок и рефлексий педагогов были обнаружены следующие классификации профессиональных компетенций.

1. При рефлексивном выявлении у себя профессиональных компетентностей большинство учителей опирались на классификацию ключевых компетенций. По частоте называний они распределились следующим образом (см. рис.1):

Рис.1. Проявление ключевых компетенций у педагога, разрабатывающего компетентностно-ориентированные эвристические задания

 

Как мы видим, при разработке эвристических заданий, направленных на развитие ключевых компетенций учащихся, в них заложенных, лидируют информационные, коммуникативные, учебно-познавательные и компетенции личностного самосовершенствования самих педагогов. Можно говорить о том, что развитие данных компетенций у учащихся стимулирует их развитие и у учителя – была отмечена тенденция взаимодействия ключевых компетенций у обоих субъектов образовательного процесса.

При этом наблюдается как расширение диапазона компетенций, так и углубление их содержания, составляющих элементов.

Например, при развитии ценностно-смысловой компетенции учащихся педагог задействует для организации учебного процесса информационные, ценностно-смысловые, общекультурные компетенции; при развитии учебно-познавательной – ценностно-смысловая и познавательная компетенции и т.п. Т.е. учителем привлекается гораздо более широкий опыт для того, чтобы создать для ученика ту или иную компетентностную среду. Развиваемые компетенции ученика и учителя могут и не пересекаться, например, развитие коммуникативной компетенции обеспечивается педагогическими общекультурными, учебно-познавательными, информационными, компетенциями самосовершенствования. Раскрывать подробно содержание каждой из этих ключевых педагогических компетенций в виде «древа» мы в этом материале не будем – это задача отдельной статьи.

Второй вариант проявления компетенций педагога – углубление, более детальная классификация. Так, в познавательной компетенции педагога может выделяться три составляющих: собственно когнитивная, технологическая и психологическая (Г.В.Фефелова, учитель русского языка и литературы МБОУ-гимназия № 13 п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области ).

2. Компетенции педагога могут классифицироваться на основании эвристических видов деятельности и исходить из эвристических качеств - креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, прогностичность, критичность), оргдеятельностные (рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка), когнитивные (умение следовать при разработке структуре эвристического задания и го критериям, подбирать учебный материал, соответствующий заданиям). Группа организационных компетенций многими педагогами выделяется отдельно. Их содержание может быть раскрыто на основе характеристик эвристических качеств.

3. Педагогическая компетентность может проявляться через комплекс компетенций – зунов, личностных качеств, способов деятельности, педагогических направленностей. По содержанию это может быть самая объемная классификация. Сюда относятся умение организовать деятельность учащихся, нацелить на решение предложенной задачи, умение создать комфортную психологическую обстановку, ситуацию, мотивирующую учащихся к выражению собственной точки зрения, умение направить деятельность учащихся на анализ фактов, определить собственную позицию.

Часто педагогами формулируются понятия «профессиональная компетенция», «педагогическая компетенция» (отличные от ключевых и эвристических), которые они раскрывают следующим образом:

Профессиональные компетенции

Педагогические компетенции

•  гуманистическая направленность личности,

•  определение смысла профессиональной деятельности в развитии ученика,

•  базовые психологические знания,

•  аналитические, диагностические, рефлексивные умения,

•  коммуникативные навыки,

•  умение находить новые решения, использовать новые технологии информации и коммуникации,

•  проявлять стойкость перед трудностями, гибкость мышления в условиях быстрых изменений,

•  занимать позицию в дискуссии и высказывать свое собственное мнение,

•  умение выстраивать чётко заданный алгоритм выполнения задания, выбрать образовательный объект, составить задание с учетом возрастных особенностей ребёнка,

•  личностные качества педагога: четкое целеполагание, креативность, способность к саморазвитию, гибкость мышления, коммуникабельность, готовность и способность обучаться самостоятельно, настойчивость, доброжелательность, требовательность, увлеченность, тактичность, толерантность, принципиальность, терпимость, рефлексивность.

•  готовность и способность участвовать в инновационной деятельности,

•  методологическая компетентность : умение формулировать проблему, цель,

•  методическая компетентность: умение анализировать свою педагогическую деятельность,

•  информационную компетентность : умение эффективно осуществлять поиск, структурирование информации, готовность к работе с различными информационными ресурсами, умение работать в сети Интернет (готовность к дистанционной образовательной деятельности),

•  решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической экспериментальной деятельности, с использованием жизненного опыта, владение современными технологиями педагогической диагностики, методическими приемами; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

В качестве профессиональных педагогических компетенций назывались также:

  • Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.
  • Интерес к мнениям и позициям других.
  • Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.
  • Позитивное настроение.
  • Высокая профессиональная самооценка.
  • Профессиональная любознательность.
  • Умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями.
  • Использование различных баз данных в образовательном процессе.
  • Предметная компетентность.

Из всего разнообразия вышеназванных компетентностей учителя доминируют группы оргдеятельностных и креативных. Таким образом, компетенции учителя можно разделить на три группы:

1 – ключевые профессиональные педагогические компетенции (проекция ключевых компетенций учащихся на компетенции учителя),

2 – эвристические профессиональные педагогические компетенции (когнитивные, креативные, оргдеятельностные),

3 – комплексные профессиональные педагогические компетенции (сочетание зунов, личностных качеств, способов деятельности, профессиональных направленностей).

Следует отметить, что эти классификации не являются взаимоисключаемыми – т.е. любая ключевая компетенция может быть эвристической (интересны были бы разработки, например, когнитивной, креативной, оргдеятельностной составляющей у каждой из ключевых компетенций). Отдельные элементы третьей группы компетенций – названных в данном контексте комплексными – могут являться элементами ключевых и эвристических, входить в их состав как отдельные качества, способности, опыт. Задачей этого материала было показать варианты классификаций и взаимодействий компетенций учителя и учащихся, добытых эмпирическим путем.

И, конечно же, личная заинтересованность педагога, его позитивное самовосприятие – это также отмечается педагогами как необходимая компетенция эвристического учителя. Думается, что это – самое главное основание любой классификации.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Свитова Т.В. Взаимодействие компетентностей педагогов и обучающихся в образовательном процессе: из опыта экспериментальной и курсовой деятельности ЦДО «Эйдос»  [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2011/1023-08.htm

 


© Институт образования человека, 2011—2016
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
E-mail: info@eidos-institute.ru
Тел./факс: +7 (495) 941-61-41