Институт образования человека


 

Об Институте

Наша миссия
Проекты
Вестник Института
Учёный совет
Лаборатории
ФПК
Документы и материалы
Фотогалерея
Видеогалерея
Как оплатить
Контакты



Группа
компаний
"Эйдос"

Научная школа А.В.Хуторского
Институт образования человека
ЦДО "Эйдос"
Эйдос Тур
Интернет-журнал
Интернет-магазин


 

Вестник Института образования человека

22 октября 2011 г.

КОМПЕТЕНЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАНИИ

Хуторской А.В., д.п.н; Король А.Д., д.п.н.; Андрианова Г.А., к.п.н, и др., Институт образования человека, г. Москва

Материал подготовлен на основе стенограммы заседания Учёного совета Института образования человека. Заседание проходило в дистанционной форме (http://eidos-institute.ru).

Повестка:

Выступление А.В.Хуторского на тему «Структура и содержание компетенций успеха в образовании» (27.09.2011 г.)

Содержание выступлений:

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:

Категория успеха используется нашим Институтом образования человека в качестве слогана «Компетенции успеха». Но эта категория нуждается и в научном рассмотрении по отношению к различным сферам бытия человека, прежде всего, его образования. Если мы предлагаем людям помощь в достижении ими успеха, нам нужно обозначить и изучить предмет нашего предложения со всех сторон, в том числе с научно-педагогической стороны. Это позволит действительно знать и понимать то, что мы делаем и предлагаем.

Я попытаюсь сформулировать вопросы, которые, на мой взгляд, нуждаются в обсуждении. Предлагаю отнестись к ним, высказать свои суждения, предложить ответы.

В качестве преамбулы приведу свой текст из только что изданной нашей корпоративной брошюры «Эйдос: компетенции успеха». Данный текст – не научный, скорее побуждающе-рекламный. Но в нём есть позиции, которые позволят выходить к научному осмыслению категории компетенций успеха.

Что такое успех? Это когда ты реализуешь то, к чему предназначен – самим собой, своими родителями, родом, человечеством, Богом, Вселенной. Когда ставишь достойную цель и добиваешься её.

Что нужно для успеха?
1. Определи главное. Назови те сферы окружающего мира, которые являются для тебя основными. Это может быть профессия, семья, дети, хобби, здоровье, наука, интернет, карьера и др.
2. Обозначь свои намерения по отношению к каждой сфере своего мира. Произнеси их вслух. Обсуди с друзьями, коллегами, родными. Напиши их.
3. Сформулируй свою миссию по отношению к главным сферам своего бытия. Миссия – это твоё предназначение.
4. Поставь цели. Цель есть предвосхищаемый результат. Результат – продукт деятельности того, кто ставит цель. Сформулируй свои результаты по отношению к выбранным сферам. Укажи сроки достижения каждой цели: день, месяц, год, вся жизнь.
5. Выбери средства достижения целей. Для начала это могут быть дистанционные курсы, конкурсы, олимпиады, выездные семинары, педагогические исследования, электронные издания. Они помогут сделать грамотный старт, придадут импульс.
6. Сделай то, что запланировал. Просто сделай это! Не откладывай на потом. Осуществи здесь и сейчас! Исполни намеченное: зарегистрируйся на курсе, изучи новую методику, начни исследование, отправь заявку на конкурс. Каждый раз иди в направлении цели, пока не достигнешь её. Двигайся, не жди.
7. Осознай своё движение, свои успехи, приращения, проблемы. Соотнеси результаты с целями. Отнесись к проблемам как средству самосовершенствования. Поблагодари судьбу за них.

И главное: действуй вместе с успешными людьми! Эйдос – воплощение успеха. Мы научились ставить и достигать цели. У наших сотрудников многое получается лучше, чем у других. Учись вместе с нами! Прими участие в наших делах. Это сделали уже сотни тысяч людей. Потому что мы помогаем быть успешным.

Итак, вопросы, которые предлагаю для обсуждения:

Что такое успех?
Что такое успех по отношению к образованию?
Что такое успех ученика по отношению к его образованию?
Что такое успех учителя по отношению к образованию ученика?
Что такое успех учёного (педагога, методиста) по отношению к образованию ученика?
Что такое компетенции успеха?
Каков состав компетенций успеха? Из чего они складываются?
Есть ли необходимое и достаточное число компетенций, которые гарантированно приводят к успеху?

Уважаемые коллеги, предлагаю сформулировать ответы на все или некоторые из перечисленных вопросов.

--

Король А.Д., докт. пед. наук, зав. лабораторией философии образования Института образования человека:


Я бы рискнул добавить к сформулированному Вами перечню качеств Человека Успешного восьмое: «Посмотри на себя со стороны», глазами других людей.

--

Андрианова Г.А., канд. пед. наук, зав. лабораторией распределённого образования Института образования человека:


Уважаемый Андрей Викторович, коллеги!

Так важно, что на Ученом совете мы ставим во главу угла философский вопрос. Совсем недавно в неформальной беседе с высокими чиновниками я привлекла их внимание простым (или непростым) словом Идеология. Я сказала, что у любого дела, которое ты делаешь, должна быть идеология, те философские и нравственные основы, которые ты исповедуешь. Презентовала Институт образования человека, обозначив его главный идеологический принцип - приобретение компетенции успеха.

На самом деле, каждый человек всегда стремится быть успешным, если не здесь, то вот тут, если не вот тут, то здесь. Стремление к успешности - естественная черта человека, и даже те человеки, которые на что-то жалуются, они тем самым стремятся стать или быть успешными, они ищут способы достичь успешность хоть в чем-то.

На мой взгляд, успех - это философская категория естественного состояния человека. То есть человек не может выжить, если он не успешен по своей сути. Отсюда и проблемы. Не будем упоминать здесь политику, потому что трудно чувствовать себя успешным в этой области, не имея возможности принимать хоть какое-то реальное в ней участие.

Будем рассуждать о той сфере, в которой мы успешны. Если говорить об образовании, то ученики не хотят учиться, потому что они не желают быть неуспешными. Потому что это противоестественно и ненормально ходить в заведение, в котором тебе не дают выбора заниматься тем, что тебе интересно и нужно, не естественно просиживать 6-8 часов и выслушивать лекции, заниматься тестами, понимая их формализованность, но не понимая, почему тебя заставляют это делать на протяжении стольких лет, ненормально скачивать чужие рефераты из интернета и отдавать учителю, чтобы поставить галочку.

Мне кажется, успех в образовании проявляется тогда, когда ты - полноправный участников своего образовательного движения, ты имеешь право выбирать образовательные области для их изучения, учитель из авторитарного чтеца лекций превращается в наставника, сопровождающего твой успех, провоцирующий этот успех, создающий ситуации, в которых ученик становится успешным и радуется его успешности.

Вопрос о компетенции успеха - важный вопрос. Как понять, что это за категория? Из чего складывается успех? На мой взгляд, успех - это реализация возможностей человека, его состоятельность в тех направлениях, в которых он движется. Успех - это настрой на позитив и на совершенствование своего я, успех - это приобретение морально-нравственных основ, стержня, который ведет человека по жизни, успех - это достижение поставленных целей и желание ставить грандиозные цели, успех - это наличие миссии и ощущения нужности твоих идей, успех - это созидание...

--

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:


Андрианова Г.А. пишет: «ненормально скачивать чужие рефераты из интернета и отдавать учителю, чтобы поставить галочку».

Мне представляется, что сдать скачанный реферат - это норма успеха в СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ системе обучения. Т.е. понятие успеха - относительно. То, что в одной системе успешно, в другой может быть наоборот.

--

Свитова Т.В., канд. пед. наук, зав. лабораторией компетентностного образования, менеджер Научной школы Института образования человека:

Андрианова Г.А. пишет: Если говорить об образовании, то ученики не хотят учиться, потому что они не желают быть неуспешными.

Т.е. традиционное образование получается антитезой успеха?

Исходя из этой фразы Галины Александровны, могу предположить, что в общей структуре компетентности важный компонент - формирование и развитие внутренней, положительной мотивации - самой мотивации к успеху. Если потребность в успехе органична и естественна для человека, то на уровне мотивации уже нужно задействовать содержание этого успеха и механизмы его реализации.

--

Скрипкина Ю.В., декан Факультета повышения квалификации Института образования человека:


Уважаемый Андрей Викторович! Уважаемые коллеги!

Сам факт такого обсуждения, на мой взгляд, шаг к успеху, потому что дает повод еще раз задуматься над тем, что ты делаешь. Особенность категории успеха, на мой взгляд, в том, что непросто достичь гармонии внутреннего самоощущения успеха с внешними заданными стандартами успешности. В этом смысле, конечно, взрослые должны нести ответственность за то, какие ориентиры для успеха они предлагают детям, а, главное, за то, как мастерски умеют навешивать ярлыки на детей, делая их комплексующими и неуверенными в себе.

Я попыталась собственное понимание выразить такой дефиницией: «Успех - достигнутый желаемый результат, заслуженно оцененный значимым кругом».

То есть для успеха нужно:
1) иметь цель,
2) желать ее достижения, иметь душевную потребность её достичь,
3) собственными усилиями дойти до цели,
4) осознать это,
5) иметь возможность представить результат тем, чье мнение важно,
6) чувствовать, что они оценили твой вклад в достижение цели,
7) получить их поддержку, признание, одобрение.

Многоэтапно получилось, но, по-моему, важен каждый пункт. Можно решить задачу, но не чувствовать успеха, потому что как-то не очень-то и хотелось. Можно иметь толпы восторженных поклонников, но подозревать их в неискренности и льстивости. Можно изобрести что-то потрясающее, но не иметь возможности поделиться своим открытием - тоже чего-то не хватает для полного успеха.

Кстати, сравнила своё определение с культурно-историческими аналогами – трактовкой из словаря: «Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо».

Если говорить об образовании, то школа «западает» на первом же пункте - не даёт ребенку поставить собственную цель, а потому ему непросто осознать свой результат. Задаются чаще всего только параметры «внешнего одобрения» в виде % правильных ответов, скорости чтения и т.д. Получается, что ребенку трудно почувствовать успешным, даже если он таковым является. Интересно, как чаще всего характеризует свой день в школе ребенок? Мне кажется, словом «нормально».

Поэтому успех в образовании, наверное, состоит в создании гармонии между внутренним осознанием успеха и внешним признанием успеха в образовательной области.

Успешный ребенок, это тот, кто:
1) характеризует своё обучение словами «Вау!», «Вот это да!», «Рулез» и т.д., применяя их и к процессу, и к результату;
2) не боится демонстрировать свой результат, свое мнение, и, что еще важнее, ИМЕЕТ ЕГО - мнение или результат;
3) любую (!) оценку своей работы воспринимает как руководство к дальнейшему действию, а не как желание все бросить или почивать на лаврах;
4) считает, что учитель его ценит и понимает, не придирается и справедливо оценивает;
5) не боится и даже желает пригласить родителей в школу.

Постаралась сформулировать понятие успеха по мироощущению детей. Основываюсь на наглядном примере – своём сыне, который поступил в новую школу и ощущает себя успешным уже в течение месяца, хотя и учиться труднее, и конкуренция значительно выше, и требования серьезнее.

--

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:

Скрипкина Ю.В. пишет: «взрослые должны нести ответственность за то, какие ориентиры для успеха они предлагают детям».

Не просто взрослые, а учителя, школы, система образования. было бы весьма полезно составить сопоставительную таблицу того, что считается успешным в существующей системе образования, и в той, на которую мы ориентируем с позиций человекосообразности.

--

Свитова Т.В., канд. пед. наук, зав. лабораторией компетентностного образования, менеджер Научной школы Института образования человека:


Юлия Владимировна, в Ваших формулировках успешного мироощущения я вижу важную составляющую успеха - эмоциональное восприятие действий и их результата, а также сопоставление своего понимания успеха каждым человеком (учеником и не только) с оценкой-пониманием другого человека. Т.е. это еще и рефлексивно-коммуникативный аспект.

--

Король А.Д., докт. пед. наук, зав. лабораторией философии образования Института образования человека:


Уважаемый Андрей Викторович! Уважаемые коллеги!

Зачастую под успехом понимают конечный результат какой-либо деятельности. Так, любой учитель вполне может понимать, что, например, слагаемые компетенций его профессионального успеха – уметь вести диалог, работать с ИТ-технологиями. Но, столь же часто учитель не «мониторит» свой путь к успеху с учетом собственных возможностей, не отслеживает промежуточные результаты, а потому и достижение желаемой цели не всегда реально.

Успех - это не только конечный результат, некая «статика». Успех – следование своему предназначению, как сказали бы китайцы, следование Пути. У В.В.Малявина – пожалуй, самого авторитетного российского философа-китаиста, есть такая фраза – «Прожить жизнь как судьбу». Судьба на Востоке не нечто определяемое извне, а именно результат работы над собой. «Учитель сказал: «Человек может расширить Дао-путь, а не Дао-путь – расширить человека» (Конфуций). Или: «Человек покорит даже небо. Если его воля сосредоточена, а дух деятелен, ни судьба, ни знамения не имеют над ним власти (из книги «Скажу ли, как подобает старшему?»).

Превращение жизни в судьбу основано на непрерывном самоизменении человека. В этом случае человек успешен во всех сферах его жизнедеятельности. Он следует Своему Пути. Здесь, прежде всего, имеет место принцип целеполагания, образовательной рефлексии. Возможно, один из его ранних вариантов: «В пределах одного вздоха, где нет места ошибке, проходит Путь» (из книги «Сокрытое в листве»).

Что важно в успехе? Первое – разработать свой образ успеха. Второе – следовать ему. Поэтому, два принципа – принцип метапредметности («заглянуть внутрь себя») и принцип диалога, или «Другого» (с самим собой, с другими).

Вот что пишет В.В.Малявин: «Существуют специальные техники и практики, и существует учитель, который должен вас вводить в это состояние. Сами вы никогда себя не введете. Почему? Объясняю. Сознание себя обманывает. Вы всегда найдете повод обмануть себя.... Китайцы говорили так: есть господин и есть слуга. Когда господина нет в доме, слуга там начинает безобразничать... Правильно сказал Иван Ильин: «Имей царя в голове». Вот ответ даосизма, в моем понимании, и не только даосизма, вообще любой живой религии даже, на жизненный вопрос».

Еще про один из основополагающих принципов успеха - знание о своем незнании. Например, «Мудрый не отличается от других людей тем, что говорит, как действует и мыслит. Тем же, что не говорит, как не поступает и о чем не размышляет, он отличается от других» (Из книги «ГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ»).

--

Свитова Т.В., канд. пед. наук, зав. лабораторией компетентностного образования, менеджер Научной школы Института образования человека:


Слова Андрея Дмитриевича меня сейчас натолкнули на мысль по поводу слогана Института: компетенции успеха.
Слова находятся как бы в со-подчинении, компетенции успеха - как его составляющие, как сумма. В то же время даже перечень, сумма компетенций не будут равнозначны самому успеху, он складывается из динамики их развития, не всегда параллельному и равномерному. На каждом этапе это разные сочетания уровней - как бы плавное перемещение, перетекание гибкого целого.
Перефразируя известное крылатое выражение, Компетенциями вымощена дорога в Успех (именно «в» - внутрь). Это как раз и есть собственный путь каждого, и в диагностике было бы интересно проследить Успех на начальной стадии (уровни развития комплекса компетенций), Успех в процессе и на определенных стадиях (понятие «точки» здесь весьма относительно). Но это не просто диагностика компетентностей в развитии - сами компетенции при этом определяются исходя из целей и понимания Успеха в реальной практической жизни и деятельности.

--

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:

А.Д.Король пишет: «Успех – следование своему предназначению, как сказали бы китайцы, следование Пути».

Да, можно такой пункт в сопоставительной таблице поставить, даже детализировать его подробнее, например, в терминах индивидуальной траектории.

А.Д.Король пишет: «Что важно в успехе? Первое – разработать свой образ успеха. Второе – следовать ему».

Видимо, так. Но есть ещё и не только свой образ успеха, но и внешний - родителей, социума, учителя (вы же сами говорите, что самому себя не понять, нужен учитель с его образом успеха). Наверное, в конструировании образа успеха должны быть разные факторы, не только личное понимание самого человека - ученика. К тому же, есть возрастная динамика, в младшем возрасте может быть больше опоры на внешние образы, потом - по-другому.

--

Завьялова О.А., канд. пед. наук, зав. лабораторией содержания образования Института образования человека:

Удивительно, как данная тема перекликнулась с тем, о чем я думала и писала буквально вчера! Готовясь к выступлению, размышляла как раз над тем, каковы критерии успешности для ученика начальной школы и поняла, что это действительно тот момент, который может стать ключевым в работе нашего Центра и Института. Очень обрадовалась, увидев на обложке новой брошюры слоган «Эйдос: компетенции успеха», поскольку это совпало с моим пониманием роли нашей компании на 100%.

На мой взгляд, успешный ребенок - это ребенок:
1) получающий радость от учения (и это главный показатель!),
2) умеющий учиться, что означает умение сформулировать цель своей работы, спланировать шаги для ее достижения, выбрать методы и инструменты для их воплощения в жизнь, оценить результат;
3) стремящийся представить свои мысли, работы одноклассникам, учителям, родителям, миру; активно осваивающий и расширяющий свое образовательное пространство за счет участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах;
4) имеющий успехи в изучении предметов.

Вот такой первичный образ получился. Буду рада, если в ходе этого заседания получится его структурировать и детализировать.

--

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:

Завьялова О.А. пишет: «успешный ребенок - это ребенок, 1) получающий радость от учения (и это главный показатель!)».

По-моему, это не показатель успешности, а условие или результат успешности. Радостный успешен только в том, что умеет радоваться.

Завьялова О.А. пишет: «4) имеющий успехи в изучении предметов».

А что это означает? Пятёрки в журнале? Ответы на тесты ЕГЭ?

--

Завьялова О.А., канд. пед. наук, зав. лабораторией содержания образования Института образования человека:

Андрей Викторович, я писала о показателях успешности для ученика начальной школы. Слово радость в данном случае синоним удовлетворенности процессом учения. На мой взгляд, это эмоциональное состояние важно для ощущения успеха. Я не отрицаю важности эмоционального состояния для ощущения успеха. Но я не согласен с их отождествлением. Радость ещё не означает успеха. И не только успех приводит к радости. Кстати, и наоборот, не каждый успех радует. Поэтому, если мы хотим быть осознающими, а не «радостными» педагогами, учёными, то необходимо отличать и не смешивать категории радости и успеха.

--

Борзова О.А., зав. кафедрой естествознания ЦДО «Эйдос»:

Коллеги я начну от себя.
В моей школе меня считают успешной,
В моей семье меня тоже считают успешной,
В городском сообществе учителей меня опять же считают успешной.

ПОЧЕМУ, спрашиваю я себя? Я же просто делаю свою работу (иногда и не только свою)))

Отвечу по пунктам:

Успех это умение преодолевать препятствия
Успех – это пусковой механизм совершенствования и развития.
Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением (Майкл Корда. «Успех»).
Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.
Успех ученика по отношению к его образованию - разнообразен и зависит от целеполагания, у меня сейчас учатся дети-инвалиды, и их каждый урок - ЭТО УСПЕХ!
Успешность в педагогической (и любой другой) деятельности необходимо постоянно поддерживать малыми радостями каждодневного труда.
Успех учёного - это НУЖНОСТЬ ЛЮДЯМ его научных изысканий в той области где он работает.
Успех как компетенция – это возможность или умение быть (стать) – себе самому менеджером по созданию авторитета, по рекламе, по работе с учениками и их родителями, по общению с коллегами, по саморазвитию или самосовершенствованию, по стратегии (или можно идеологии) .... Можно ли остановить этот список – каждый выбирает по себе. Как писал поэт:
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...

Мы с вами выбрали дорогу и религию Эйдос – значит мы выбрали успех!
Мы выбрали успех – значит мы выбрали пусковой механизм и каждодневный труд.
Мы выбрали труд – значит мы выбрали самосовершенствование во всей своей деятельности (человека, педагога, ученого, родителя, коллеги и т.д.)

Всем успеха и достижения своих целей.

--

Одинец К.А. , зав.кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос»:

Уважаемый Андрей Викторович! Уважаемые коллеги!

Постараюсь сформулировать свое понимание успеха.
На основании каких критериев мы определяем успешен человек или нет? Достижение целей (каких?), определённого социального статуса, материальных благ, высокий уровень интеллекта? Очевидно, что высокий интеллект не всегда приводит к высокому материальному достатку. Социальный статус как внешнее проявление успеха не обязательно создаёт внутреннюю удовлетворённость и комфорт...
Можно быть успешным политическим деятелем, писателем, учителем... А успешным садоводом можно? Успешным родителем? Можно ли свести к одному знаменателю успешность артиста и родителя? Цели-то у них разные, и способы их достижения и показатели результатов. Даже оценка социума разная! На мой взгляд, одним из необходимых критериев, наряду с пониманием себя, своих возможностей, грамотной постановкой цели, выбором способов её достижения, оценкой полученного результата, собственной и окружения, должно быть эмоциональное состояние удовлетворенной неудовлетворённости. Поясню. Достижение цели должно создать то самое кратковременное чувство сытости, но не пресыщенности, которое становится основой для постановки следующей цели.
Можно ли назвать успешным отличника, точно и послушно выполняющего все задания учителей? И цели есть, и результаты, и оценка, и удовлетворённость. Но если нет того стремления к совершенствованию, отражающему результат внутреннего самопознания, самодвижения, успех мнимый.
Таким образом, для себя формулирую успех как удовлетворенность результатом на определённом этапе, стимулирующий определение новых целей, отражающих осознание своего назначения, своей миссии.
Успех – субъективное и кратковременное состояние, однако оно не возможно без внешней оценки, стимулирующей внутреннее самодвижение.
Успех – осознание личной эффективности.

--

Полищук С.Г., зав. кафедрой информатики ЦДО «Эйдос»:

Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Читая отзывы коллег, пришло в голову важное озарение, не могу назвать иначе: можно изучать успех на примере успешных людей, можно видеть успех в деятельности своих учеников, но любой успех мы сравниваем, прежде всего, с собой, своей деятельностью, своими ощущениями удовлетворения от достигнутой цели, от соответствия себя неким принятым меркам успешности. Всегда происходит некоторое измерение своего уровня и уровня того человека, который является для меня приоритетом успеха. Людей успешных много, но нас всегда интересует успех конкретного человека. Есть ли разница в успешности между людьми разных сфер деятельности? Или природа успеха имеет под собой одинаковую основу?
Что такое успех для себя самого? Если сформулировать ответ на этот вопрос, то можно понять, что необходимо изменить для того, чтобы быть более успешным. Для меня успех не всегда деятельность, которую одобрили или, которая получила оценку значимого для меня круга лиц.

В большей степени – это соответствие ожидаемых результатов и реально достигнутых в определенной деятельности. Ожидаемых именно от себя.
Успех ребенка (когда мы считаем ребенка успешным), воспринимаемый взрослыми, на мой взгляд, всегда будет нести часть реализации целей и самого взрослого, вот почему иногда большой труд может не быть оценен по достоинству.

--

Завьялова О.А., канд. пед. наук, зав. лабораторией содержания образования Института образования человека:

Полищук С.Г. пишет: «Успех ребенка (когда мы считаем ребенка успешным), воспринимаемый взрослыми, на мой взгляд, всегда будет нести часть реализации целей и самого взрослого, вот почему иногда большой труд может не быть оценен по достоинству».

Возникает вопрос – возможна ли объективная оценка успеха? Вероятно, нет. Ведь мы всегда находимся в некой системе отсчета, где у каждого своя нулевая отметка. Единственно верный путь (который и выбран уже личностно-ориентированной педагогикой) оценивать ребенка относительно его собственного приращения. Т.е. успех – он тоже разный. У каждого свой :) Важно мне кажется всегда это повторять себе (и как учителю, и как родителю – что сложнее).


Скрипкина Ю.В., декан Факультета повышения квалификации Института образования человека:


Завьялова О.А. пишет: «Единственно верный путь (который и выбран уже личностно-ориентированной педагогикой) оценивать ребенка относительно его собственного приращения. Т.е. успех - он тоже разный».

И важно, на мой взгляд, чтобы успех признанный (грамоты, оценки, победы) не заменял и не умалял успех личный. В школе это происходит довольно часто, когда успешными признаются, допустим, «круглые отличники», так как в качестве мерила успеха выбран только один критерий – результаты по предмету в отношении стандарта. С другой стороны, тоже важно, по-моему, чтобы «маленький локальный успех» не отменял в ребёнке потребности достичь большего.

--

Свитова Т.В., канд. пед. наук, зав. лабораторией компетентностного образования, менеджер Научной школы Института образования человека:

Попробую очертить своё видение области «Успех», дополнить перечисленное коллегами с нескольких позиций: по категориям субъектов, по определению понятия.

Успех учителя-предметника – важное третье звено в триаде «Ребенок – родитель – учитель» (на этапе вузовского обучения цепочка может сократиться до «Студент – Преподаватель», но суть успеха педагога от этого не меняется):
заинтересованные ученики, инициативность учащихся, практико-воплощенные метапредметные результаты учащихся (которые можно практически применять не только в одной области), личностный рост свой и учеников, самореализация (реализация желаний, возможностей, потребностей).
Успех учителя – успех его учеников. А это такие компетенции, как способность преподнести свой предмет актуальным и значимым, умение выявить и развить личностное начало в учениках, владение технологией эффективного обучения

Успех директора школы (руководителя образовательного учреждения):
«работающая» программа развития школы, продуктивная работа педагогов, стабильный состав коллектива и мотивированные (внутренне и внешне) сотрудники.
Соответственно, компетенциями для достижения этого успеха могут быть: способность организовать разработку и обеспечить реализацию программы развития учреждения (директор-менеджер), стимулировать каждого члена коллектива на продуктивную работу, способность создать условия для реализации индивидуальных траекторий

Успех соискателя – востребованность исследовательского направления внутри как минимум своей предметной области (как максимум – универсальность применения независимо от специализации), возможность внедрять свои разработки, наличие и функционирование баз исследования (эксперимент, который проводится реально), владение методами диагностики, презентация своих результатов широкой научной и педагогической общественности, коммуникация с ведущими учеными и коллегами.
Минимальными «стартовыми» компетенциями для этого являются: умение вычленить актуальный аспект исследования, продиагностировав реальное состояние объекта, культура научного исследования (в т.ч. методологическая, коммуникативная, стилевая), умение представлять результаты диссертации в разных формах и жанрах (письменные и устные доклады, статьи, выступления перед аудиторией разного типа).

По определениям успеха постараюсь кратко и емко отразить варианты:

Успех – это условие
Невозможно строить успех «на пустом месте» - для этого нужно создать как минимум настрой на него, например, в форме рефлексивного выявления предыдущих удачных результатов. Причем не только из предметных областей, профессиональной, учебной деятельностей, но и просто из жизни

Успех – это процесс
Цели – содержание – способы – сроки – мониторинг – результат. Фактически это целостная технология

Успех – это внутреннее состояние (без комментариев)

Успех – это внешняя среда (в отдельных случаях – и пространство)

Успех – это средство
Если рассмотреть средства как приемы, способы деятельности, или как предметы, с помощью которых осуществляется деятельность, то его можно отнести к категориям «успех-процесс», или «успех-среда» (методы успеха или предметы, свидетельствующие об успехе). Можно рассмотреть успех-средство с точки зрения инвестиций – готовность вложить в свой успех духовные, временнЫе, материальные ресурсы

Успех – это результат
Конкретный и измеримый – независимо от того, внутренний или внешний, содержательный или формальный .

--
Рыскулова М.Н., к.п.н., сотрудник кафедры педагогики Центра дистанционного образования «Эйдос»:

Андрианова Г.А. пишет: «Успех - это созидание...»

А если наоборот? Созидание – это успех. Согласитесь, звучит иначе и смысл меняется.
Но на самом деле, и то и другое утверждение неверны по сути,
т.к. успех – это всё-таки результат (тут я не совсем согласна с Татьяной Викторовной), а созидание – процесс.
Я бы сказала так: успех – в созидании.
И успех в образовании – это созидание себя.

Что нужно, чтобы быть успешным? Это известно:
1. Быть оптимистом, верить, что задуманное осуществится;
2. Упорно трудиться для достижения задуманного;
3. Уметь находить нестандартные решения;
4. Быть готовым к неудачам, как к любому обогащающему опыту;
5. Выполнять рефлексивную деятельность;
6. Быть хозяином своего времени;
7. Окружать себя единомышленниками;
8. Развиваться умственно, духовно и физически, т.е. совершенствоваться.

Всему этому нужно учиться. И я уверена, что дистанционные мероприятия Эйдоса создают условия для этого.

Что такое компетенции успеха?
Пока многое не ясно в определении понятия компетенция и его границ.
Но если считать, что компетенция – это личностная способность решать определенные задачи, то всё вышеперечисленное (1-8) можно отнести к компетенциям успеха.

И ещё одно…
Андрей Викторович в рассылке Педсовета привёл пример Майкла Джексона. Майкл Джексон – безусловно, гений. Но мне бесконечно жаль этого талантливого человека. Головокружительный успех не сделал его счастливым…. Он не принадлежал себе и жил на одних лекарствах. И как верно подметил Андрей Викторович в заметке «Лунная походка: Хочешь стать лучше, изучай гениев» – здесь есть над чем подумать. Очевидно, необходимо обозначить цену успеха и к вопросам обсуждения добавить вопрос:
Какой должна быть цена успеха?

--

Свитова Т.В., канд. пед. наук, зав. лабораторией компетентностного образования, менеджер Научной школы Института образования человека:

Думаю, Марина Николаевна, обе точки зрения имеют смысл, другой вопрос, что меняется ракурс рассмотрения, в этом плане можно «играть» возможностями. Созидание - успех, и созидание себя, своего образа - в том числе. Но позиция получается несколько закрытая. Успех - более широкое понятие и не ограничивается только результатом или процессом. Возможно, это и нечеткая (недосказанная) формулировка, но есть ведь выражение «технология успеха». И его можно воспринимать и как статичную структуру, и как деятельностный процесс.

--

Завьялова О.А., канд. пед. наук, зав. лабораторией содержания образования Института образования человека:

Мне показалось правильным, рассмотреть компетенцию успеха в системе координат ключевых компетенций.

С одной стороны, очевидно, что компетенция успеха входит в состав ключевой компетенции личностного самосовершенствования, с другой стороны - имеет интегративный характер, включая в себя и ценностно-смысловую компетенцию самоопределения в мире, и общеучебные компетенции целеполагания, рефлексии, самооценки и планирования, и коммуникативные компетенции самопрезентации, и социально-трудовые компетенции действовать в рамках этических норм в целях достижения личной и общественной выгоды.

Читая высказывания своих коллег, поняла, что при всей разнообразности подходов (одни из которых мне близки и понятны, другие требуют времени на то чтобы вникнуть и разобраться), можно выявить общее, а именно понимание успеха как САМОдвижения в выбранном, и постоянно корректирующемся направлении.

Вопрос по критериям успешности ученика начальной школы пока для меня остается открытым.

--

Шерстова Е.В., зав. кафедрой русского языка и литературы ЦДО «Эйдос»:

Под нашим слоганом «Компетенции успеха» можно запустить ряд программ: «Успешная школа», «Успешный учитель», «Успешный родитель» и т.д. и пригласить к участию всех наших клиентов.
Цель: выявление и научная поддержка образовательных учреждений, педагогов, родителей, стремящихся к созданию успешного образовательного пространства и ситуации успеха для всех участников образовательного процесса.
Успешная школа, успешный учитель – это имиджевая составляющая, гарантирующая успех, это позиция, заставляющая работать на успех, и это ожидаемый результат, который нужно подтверждать.
В рамках данной программы можно заложить разные механизмы участия для ОУ с разным статусом. С учетом выбранного желаемого статуса школа должна будет выполнить обязательную программу своего участия для подтверждения выданного сертификата. Это не должен быть конкурс, как, например «Школа года» или «Учитель года» - это Программа действий Всероссийского уровня, которая помогает школе, учителю, родителю прийти к успеху при нашей научно-методической поддержке.

--

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека:

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за многоаспектное обсуждение моего выступления. На основе анализа высказанных суждений попытаюсь сформулировать полученный нами совместно результат:

1. Содержание понятия «компетенции успеха» по отношению к образованию человека включает в себя триаду: успех, его компетенции, и также их взаимодействие - как атрибут успешного образования человека.

К числу проблем, определяющих актуальность исследования компетенций успеха, относятся такие:

Ученик не хочет учиться или вообще ходить в школу из-за того, что школа не даёт ему возможности стать успешным, не учитывает его естественного стремления к успеху, не предоставляет выбора интересов (Г.А.Андрианова).

Если внешние заданные стандарты успешности не гармоничны внутреннему самоощущению успеха учеником, это затрудняет достижение им успеха, делает его комплексующим, неуверенным в себе. (Ю.В.Скрипкина).

Если учитель, школа не дают ребёнку поставить собственную цель, ему непросто осознать свой результат и свою успешность. (Ю.В.Скрипкина).


2. Содержание понятия «успех»:

Успех - философская категория естественного состояния человека (Г.А.Андрианова).

Успех - это реализация возможностей человека, его состоятельность в тех направлениях, в которых он движется (Г.А.Андрианова).

Успех - не только конечный статичный результат, успех – следование своему предназначению, своему Пути. (А.Д.Король).

Успех предполагает морально-нравственные основы, стержень, который ведёт человека по жизни, успех - это желание ставить грандиозные цели, успех - это наличие миссии и ощущения нужности твоих идей, успех - это созидание (Г.А.Андрианова).

Успех - осознание личной эффективности, удовлетворённость результатом на определённом этапе, стимулирующий определение новых целей, отражающих осознание своего назначения, своей миссии. (К.А.Одинец).

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо (словарь).

Понятие успеха - относительно. То, что в одной педагогической системе успешно, в другой может быть наоборот. Например, сдать скачанный из интернета реферат - это норма успеха в традиционной системе обучения. С позиций человекосообразного образования содержание успеха иное. (А.В.Хуторской).

Относительность оснований успеха. Успех - достигнутый желаемый результат, заслуженно оценённый значимым для ученика кругом людей. Условия успеха - поддержка, признание, одобрение. (Ю.В.Скрипкина).

Успех ученика зависит от целеполагания ученика, у каждого он свой. (О.А.Борзова).

Успех – это соответствие ожидаемых от себя результатов и реально достигнутых в определенной деятельности. (С.Г.Полищук).


3. Компетенции успеха - действия и деятельности, которые ведут человека к успеху в обозначенной сфере.


Успех достижим только в собственной деятельности (Г.А.Андрианова).

Для достижения успеха нужна мотивации к успеху (Т.В.Свитова).

Успеху можно научиться, изучая гениев, действуя вместе с успешными людьми (А.В.Хуторской).

Компетентности успеха - его меняющиеся составляющие. Успех складывается из динамики развития компетентностей. Сами компетенции при этом определяются исходя из целей и понимания Успеха. (Т.В.Свитова).

Успех ученика в образовании проявляется тогда, когда он - полноправный участник своего образовательного движения, имеет право выбирать образовательные области для изучения. Учитель успешен тогда, когда провоцирует и сопровождает успех ученика, создаёт ситуации, в которых ученик становится успешным, радуется его успешности. (Г.А.Андрианова).

Успех сопряжен с трудностями, конкуренцией, серьёзными требованиями и главное - наличием результата труда, его демонстрацией, оценкой (Ю.В.Скрипкина). Успех связан с преодолением препятствий (О.А.Борзова).

Рефлексивно-коммуникативный аспект компетенций успеха. Эмоциональное восприятие учеником своих действий и их результата, а также сопоставление своего понимания успеха с оценкой-пониманием другого человека - условие овладения компетенциями успеха. (Т.В.Свитова).


4. Технологии освоения компетенций успеха предполагают от ученика, его родителя, учителя, школы следующее:


Два условия достижения успеха: первое – разработать свой образ успеха; второе – следовать ему. (А.Д.Король).

Достижение цели должно создать то самое кратковременное чувство сытости, но не пресыщенности, которое становится основой для постановки следующей цели. (К.А.Одинец).

Для достижения успеха учеником ему необходим учитель, который должен вводить ученика в это состояние. Ученик сам себя не введёт в состояние успеха, поскольку его сознание себя обманывает. Китайцы говорили так: есть господин и есть слуга. Когда господина нет в доме, слуга там начинает безобразничать. (А.Д.Король).

Для достижения успеха человеку необходимо владение следующими компетенциями: определять для себя главное, обозначать свои намерения и миссию по отношению к главному, ставить цели в формате предвосхищаемых результатов, выбирать средства их достижения, исполнять намеченное, осознавать и оценивать свой путь. (А.В.Хуторской).

Для конструирования учеником своего образа успеха необходимы иные образцы. И последующее их сравнение, диалог успехов. Необходима компетенция «Посмотри на себя со стороны», глазами других людей. (А.В.Хуторской, А.Д.Король).

Любой чужой успех человек сравнивает, прежде всего, с собой, своей деятельностью. (С.Г.Полищук).

Успех зависит от возрастной динамики развития человека, в младшем возрасте может быть больше опоры на внешние образы успеха, в дальнейшем - на другие. (А.В.Хуторской).

Успех – субъективное и кратковременное состояние, которое невозможно без внешней оценки, стимулирующей внутреннее самодвижение. (К.А.Одинец).

Для ощущения успеха важно эмоциональное состояние ученика (О.А.Завьялова).

Успех педагога как компетенция – это возможность, умение быть (стать) – себе самому менеджером по созданию авторитета, по рекламе, по работе с учениками и их родителями, по общению с коллегами, по саморазвитию или самосовершенствованию, по стратегии, идеологии. (О.А.Борзова).

Успех ребенка, воспринимаемый взрослым, всегда будет нести часть реализации целей и самого взрослого. (С.Г.Полищук).

Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением (Майкл Корда. «Успех»).

Объективная оценка успеха невозможна. В каждой системе отсчета своя нулевая отметка. Необходимо оценивать ребенка относительно его собственного приращения. (О.А.Завьялова).

Необходимо отличать успех признанный (грамоты, оценки, победы) от успеха личного. «Маленький локальный успех» не должен умоляться внешним (Ю.В.Скрипкина).

Под нашим слоганом «Компетенции успеха» можно запустить ряд программ: «Успешная школа», «Успешный учитель», «Успешный родитель» и т.д. и пригласить к участию педагогов, родителей, стремящихся к созданию успешного образовательного пространства и ситуации успеха для всех участников образовательного процесса. Это будет Программа действий Всероссийского уровня, которая поможет школе, учителю, родителю прийти к успеху при нашей научно-методической поддержке. (Шерстова Е.В.).

--

Решение Учёного совета:

1. Констатировать создание выступающими первичного поля для обозначения содержания понятия «компетенции успеха» по отношению к образованию человека.

2. Рекомендовать сотрудникам Института образования человека включить в планы своих исследований категории успеха, компетенций и компетентностей успеха по отношению к образованию учащихся, деятельности их родителей, педагогов, образовательных учреждений, учреждений профессионального образования и повышения квалификации.

3. Опубликовать стенограмму заседания Учёного совета по данному вопросу на сайтах Группы компаний «Эйдос» для включения в обсуждение заинтересованных лиц.

--

Для ссылок:


Хуторской А.В., Король А.Д., Андрианова Г.А. и др. Компетенции успеха в образовании [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2011/1022.htm

--

Обсуждение на Форуме Научной школы.


© Институт образования человека, 2011—2016
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
E-mail: info@eidos-institute.ru
Тел./факс: +7 (495) 941-61-41