Институт образования человека


 

Об Институте

Наша миссия
Проекты
Вестник Института
Учёный совет
Лаборатории
ФПК
Документы и материалы
Фотогалерея
Видеогалерея
Как оплатить
Контакты



Группа
компаний
"Эйдос"

Научная школа А.В.Хуторского
Институт образования человека
ЦДО "Эйдос"
Эйдос Тур
Интернет-журнал
Интернет-магазин


 

Вестник Института образования человека

Стандарты образования, сообразные человеку

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека

Образование - не набор учебных предметов

Вот уже несколько лет не стихают споры вокруг очередных вариантов образовательных стандартов для школы. Обсуждается, какие предметы оставить обязательными, какие сделать по выбору, сколько часов дать тем или иным предметам и т.п. Не обсуждается главное: кому и зачем нужны стандарты в образовании.

Считается, что по умолчанию стандарты нужны стране – Российской Федерации, поэтому их называют федеральными. Всем остальным, получается, что они не нужны. Точнее нужны как требования «сверху», которые необходимо выполнять. Замечу, что несколько лет назад у нас вводились региональные образовательные стандарты, но их быстренько прикрыли. Пару лет в стандартах существовали школьный и ученический компоненты, которые сегодня также благополучно исчезли из официальных документов. Остались только единые федеральные ГОСТы образования для всех. Однако это, на мой взгляд, противоречит самой сути образования. Раскрою данный тезис.

На мой взгляд, чтобы создавать стандарты образования, необходимо сначала определиться, что такое образование и кому оно необходимо.

Под образованием я понимаю образование человека. Именно человека, а не чего-либо ещё. Ведь это он, человек (ученик) образовывается. Поэтому так – буквально, я понимаю образование: как образовЫВание человека.

Отсюда следует, что образование - не набор учебных предметов, не количество отводимых на них часов, не передача знаний или опыта поколений (передать опыт, как и знания, вообще невозможно), не воспитание и обучение, а именно образовывание ученика, т.е. его развитие, становление, реализация заложенного потенциала.

А кто заказчики образования?

Следующий вопрос: кому необходимо образование человека? Другими словами, кто является заказчиком его образования?

Во-первых, образование человека необходимо самому человеку . Не человеку вообще, а конкретному ученику – Васе Петрову, Маше Васильевой и др. Именно реальный ученик имеет или может иметь некие ориентиры, нормы, предвосхищаемые результаты своего образования. Поэтому именно у него есть или могут быть собственные стандарты своего образования. Такие, которые учитывали бы не только достижения всего человечества, но и самобытность, уникальность его конкретного представителя. К сожалению, сегодня наше общество, не говоря уже о чиновниках, никаких прав ученику на его персональные образовательные стандарты не предоставляет.

Вторым заказчиком образования, имеющим полное право на свою часть его стандартов, являются родители ученика. А также вообще, его род. Ведь зачем-то такой род у каждого из нас существует. Есть у него – рода – свои ожидания от нашего образования. По сути, в каждом человеке воплощается образование рода, которому он принадлежит. Точнее – многих родов, предшествующих его родителям. Замечу, что родовое образование в реальности изредка ещё существует, несмотря на его полное игнорирование официальными институтами, проектирующими стандарты.

Третий заказчик образования – школа . Любая школа – отдельный организм со своими ценностями, традициями, позициями и т.п. Поэтому каждая школа имеет право определять стандарты образования, которое оно обеспечивает у своих учеников. Разумеется, с учётом стандартов самих учеников, их родителей, а также вышестоящих инстанций.

Четвёртым субъектом прав на образование ученика выступает регион - тот социум, в котором ученик живёт. Эта часть стандартов может быть представлена неким заказом-ожиданием, например, на определённый тип компетенций, которыми будут владеть школьные выпускники. Возможны иные элементы региональных стандартов, обеспечивающие профессиональное, национальное, жизненное самоопределение ученика.

Пятый заказчик образования – страна . Это и есть тот самый федеральный компонент образовательных стандартов, вокруг которого так много споров и денег. Сегодня этот компонент захватил себе права всех остальных заказчиков образования. А для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в истинности и единственности именно федерального компонента стандартов, слово «компонент» с недавних пор исчез. Остался ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Других нет.

Шестой заказчик образования – мир, человечество . Наша страна не единственная в мире. Человечество – общий организм всех человеков. Это род людской, который имеет свои цели во времени и пространстве. И эти цели, а также миссия человечества, имеют полное право быть отраженными в стандартах образования каждого человека. Странно, если в образовательных стандартах человека не будет общечеловеческого компонента.

Седьмой заказчик образования человека – Вселенная . Тот факт, что Вселенная имеет свои «виды» на образование человека, примут во внимание далеко не все разработчики нынешних стандартов. Маломерно мыслящие чиновники или учёные вовсе не поймут даже того, что сами движутся в этой Вселенной вместе с нашей Землёй (Вселенная – от слова «вселиться»). Благодаря судьбе, я родился, учился и работал учителем в Калуге – в той же школе, в которой работал К.Э.Циолковский. Поэтому я не смогу приуменьшить, а тем более отбросить роль вселенского компонента образовательных стандартов, как бы экзотично это не звучало в сегодняшних спорах о стандартах.

Религиозные люди, а таких немало, в качестве «заказчика» образования назвали бы ещё и Бога . Этот фактор также необходимо учитывать при конструировании общеобразовательных стандартов. Данный «заказ» не может выражаться лишь через отдельный учебный предмет типа «Основы Православия».

Итак, правами на заказ, а, значит, и на стандарты образования человека, имеют несколько групп заказчиков, включая самого ученика. В обязанности государства как правоустанавливающей системы входит обеспечение, а не игнорирование данных прав.

Чело веков

Образование в нашем случае относится к человеку. Следовательно, в основе образовательных стандартов лежит понятие и сущность человека.

В современных педагогических исследованиях понятие «человек» в качестве субъекта или объекта образования используется редко, чаще говорится о личности. Между тем, понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность (если иметь в виду, что человек создан «по образу и подобию Божию»).

Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих возможностей и достижений. «Чело веков» – ум столетий. Поэтому человекосообразное образование – более основополагающее и потенциально ёмкое, чем личностно-ориентированное, природосообразное или культуросообразное образование. Социальная, природная, культурная роли человека не являются здесь доминирующими, а выступают только одними из его ролей.

В чём смысл человекосообразного образования? Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В нашем понимании у каждого человека есть своя система жизненных координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно, но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Принцип человекосообразности образования

Человекосообразность образования предполагает, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал и устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать этот потенциал. Сформулируем принцип человекосообразности: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к окружающему миру.

Руководящей основой образования и отправным педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека . Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования. Сегодня же эти цели чаще всего имеют иные источники.

Идеология человекосообразности – система взглядов и идей, в которых осознаётся, принимается и оценивается отношение людей к их образованию, жизни в обществе, роль в истории семьи, рода, народа, человечества. Индивидуальное в каждом ученике как человеке есть отражение общечеловеческого. Поэтому, разумеется, принцип человекосообразности не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Миссия ученика в образовании – реализация не только индивидуального, личностного начала, но и общественного, общечеловеческого.

В этой идеологии выражаются и защищаются интересы, прежде всего, конкретного ученика, а также его учителя, образовательного учреждения, системы управления образованием, различных социальных и производственных организаций. Для каждого субъекта образования обозначаются социально-культурные цели, пути, способы их достижения.

Научная школа человекосообразного образования

Для развития научно-практических основ человекосообразного образования нами создана распределённая научная школа , являющаяся современным воплощением научного течения, которому тысячи лет. Многие мыслители, учёные, педагоги, начиная с Сократа, обосновывали суть человека, его образования и жизни, как реализацию заложенных в нём возможностей.

Основная цель нашей научной школы – проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают самореализацию человека. Достижение этой цели предполагает приведение системы обучения в соответствие возможностям и миссии человека.

На что мы опираемся в своих исследованиях? Перечислю основные положения научной школы человекосообразного образования:

•  Человек – творец.

•  Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.

•  Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.

•  Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.

•  Смысл образования человека – реализация его возможностей

На данный момент перед научной школой стоят исследовательские задачи и вопросы:

1. Что такое потенциал человека? Каков состав потенциала человека, что в него входит? Относительно каких критериев можно определить содержание этого потенциала? Как установить ту часть потенциала человека, которая может быть реализована с помощью образования? Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?

2. Каковы особенности жизни человека в современном обществе? Как с помощью образования обеспечить самореализацию ученика адекватно особенностям его жизни? Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии его самобытности и самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда, в частности, следует необходимость компетентностного подхода к образованию человека.

3. Как определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре? Как образование может обеспечить осуществление этих миссий? Каковы должны быть содержание, педагогические технологии, инновационные механизмы реализации миссии человека в ходе его образования?

Решение перечисленных задач и ответы на поставленные вопросы есть условие развития и реализации принципа человекосообразности в педагогике и практике современного образования.

Начальным ожидаемым результатом наших исследований является осознание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования. Затем можно переходить к конструированию образовательных стандартов, учитывающих потребности всех субъектов образования. В данном направлении нами осуществляются конкретные шаги: проводятся очные и дистанционные конференции, дистанционные курсы, ведутся диссертационные исследования.

Институт образования человека

Исследования и разработки в области человекосообразного образования ведутся нами с 1989 года. С тех пор разработаны и внедрены многие инновации, обеспечивающие самореализацию ученика:

• Образовательное целеполагание

• Образовательная рефлексия

• Образовательный продукт

• Индивидуальная образовательная траектория

• Учебный метапредмет

• Фундаментальный образовательный объект

• Культурно-исторический аналог и др.

В 2011 году для системного решения задач научной школы создан Институт образования человека. Предметом его деятельности являются научные исследования и внедрение их результатов в подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов в области науки, образования и других сфер, обучение школьников, студентов и слушателей по программам дополнительного общего образования, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования и прочих видов образования.

Целями деятельности Института образования человека, согласно его Уставу, являются:

– организация научных исследований в области человековедческих наук и практики образования, направленных на выявление и реализацию образовательного потенциала современных и будущих людей – граждан России и других стран;

– разработка инновационных форм научной и научно-педагогической деятельности, имеющей распределённый характер и реализуемой с помощью современных телекоммуникаций, интернет-технологий и ресурсов;

– развитие и реализация идей, концепций, технологий, форм и методов научной школы доктора педагогических наук А.В.Хуторского, а также других научных школ гуманистической направленности;

– инновационная деятельность в области дошкольного, школьного, вузовского, послевузовского образования на основе интеграции образовательной деятельности с научными исследованиями; внедрение разрабатываемых новшеств в систему образования и социальную практику;

– удовлетворение потребностей учащихся в творческой самореализации, саморазвитии, продуктивной образовательной деятельности, освоении культурных достижений человечества;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов, работников с высшим образованием, научно-педагогических работников высшей квалификации; повышение квалификации других специалистов, работающих в сфере образования, науки и в других сферах;

– обеспечение потребностей учёных, соискателей учёных степеней в научном консультировании, руководстве, экспертизе, обсуждении и оценке исследовательских результатов, подготовке и защите диссертаций, внедрении результатов в практику;

– содействие учащимся, их родителям, педагогам, образовательным учреждениям в выявлении и реализации образовательного потенциала учащихся, в организации педагогического эксперимента, внедрении инноваций, применении эффективных педагогических технологий очного и дистанционного обучения;

– создание и реализация научных, научно-методических, учебных, информационных, телекоммуникационных и иных средств, обеспечивающих современные образовательные потребности физических и юридических лиц; издательская деятельность;

– участие в исследованиях и конкурсах, проводимых РФФИ, РГНФ, другими отечественными и зарубежными фондами и организациями; участие в процедурах получения грантов, в электронных аукционах в области науки, образования, телекоммуникаций, проводимых государственными и муниципальными заказчиками;

– проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий.

Институт осуществляет проектирование и реализацию человекосообразного типа образования в очных, дистантных, очно-дистантных и иных формах обучения, в том числе с использованием интернет-технологий.

Миссия Института образования человека и научной школы человекосообразного образования: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования; воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Стандарты образования, сообразные человеку  [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2011/0525-09.htm

 

 


© Институт образования человека, 2011—2016
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
E-mail: info@eidos-institute.ru
Тел./факс: +7 (495) 941-61-41