27 января 2016 г.
А.В. Хуторской предложил обсудить на
парламентских слушаниях в ГосДуме РФ Доктрину образования человека в
РФ
Директор Института образования человека чл.-корр.
РАО А.В. Хуторской принял участие в совместном заседании Бюро
отделения профессионального образования и Бюро отделения философии
образования и теоретической педагогики Российской академии
образования, которое состоялось 27 января 2016 г. в РГУ нефти и газа
(НИУ) имени И.М. Губкина.
На заседании был заслушан доклад депутата ГосДумы
РФ Г.А. Балыхина на тему «Результаты и перспективы мониторинга
эффективности высших учебных заведений».
Содержание
доклада.
В докладе и его обсуждении прозвучала критика в
адрес организованной системы мониторинга. В частности, указано на
необоснованность предложенных показателей эффективности высших
учебных заведений. Так, критерий среднего балла по результатам ЕГЭ
среди абитуриентов не может быть единственным показателем для оценки
образовательной деятельности вуза. Этот показатель вообще не
относится к вузу.
Чл.-корр. РАО Гукаленко О.В. назвала диверсией
ликвидацию педагогических институтов в стране, которая произведена с
помощью данного мониторинга, а также обратила внимание на
разрушительное влияние тех изменений в российском образовании,
которые генерируются Всемирным банком и реализуются через Высшую
школу экономики.
Г.А. Балыхин сообщил, что анализируя результаты
мониторинга, Комитет Государственной Думы по образованию 10 ноября
2015 г., рекомендовал Правительству Российской Федерации и
Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. Разработать и принять Концепцию развития высшего образования на
долгосрочный период, в которой предусмотреть:
- цели и задачи оптимизации сети вузов с учетом государственного и
отраслевого регионального заказа на подготовку специалистов;
- разработку объективных критериев эффективности деятельности вузов;
- возможность взаимодействия вузов-партнеров без процедуры слияния;
- сохранение научных школ в процессе реорганизации вузов;
- учет распределения трудовых ресурсов в малых и средних городах
России и отдельных российских регионах с целью устранения возможных
отрицательных социальных эффектов оптимизации, связанных с
территориальным расселением.
2. Организовать проведение в Государственной Думе в весеннюю сессию
2016 г. парламентских слушаний на тему: «О состоянии и перспективах
развития высшего образования в Российской Федерации».
В своём выступлении А.В. Хуторской отметил, что в основе
разрабатываемой Концепции развития высшего образования, как и других
концепций образования, должна быть Доктрина образования, которая
определяла бы ключевые ориентиры и принципы развития образования в
стране. Сегодня такой Доктрины в России нет, та что была, отменена в
2014 году. А.В. Хуторской предложил обсудить на парламентских
слушаниях в ГосДуме РФ во время весенней сессии Доктрину образования
человека в РФ, которая разработана в Научной школе Института
образования человека. Выступающий назвал три основных положения:
1. В основе Доктрины должен быть принцип
человекосообразности образования.
2. Необходимо нормативное разделение и
закрепление прав всех групп заказчиков образования, от самого
человека, его семьи, социума, работодателей, а не только со стороны
федеральных структур.
3. В основе образовательных стандартов, а также
систем мониторинга и оценки образовательной деятельности необходим
компетентностный подход, обеспеченный методологией и методикой
реализации.

|